Нет сигнала сети: как рост цен на электричество в Европе может повлиять на телефонную связь в России
Энергетический кризис вынуждает правительства европейских стран вводить различные ограничительные меры, вроде максимально допустимой температуры в домах или приостановки работы промышленных предприятий. Но под ударом не только бытовой комфорт и крупное производство. Проблемы с электричеством в Европе угрожают работе интернета и телефонной связи. Причем последствия могут затронуть и Россию.
Европейские СМИ полнятся историями о том, как закрываются разнообразные частные пекарни, бары и прочие мелкие предприятия, которые не могут выкладывать пятизначные суммы за электричество. Рядовые граждане Евросоюза также обеспокоены непомерно большими счетами за электроэнергию и предвкушают совместные зимние вечера под двумя одеялами в единственной отапливаемой комнате.
Но далеко не факт, что вынужденный досуг получится скрасить просмотром любимого сериала на заряженном с помощью солнечной панели смартфоне. Дело в том, что работа инфраструктуры, обеспечивающей функционирование интернета, также является крайне энергоемкой. Об этом журналу «Слово и Дело» рассказал заведующий кафедрой информационной безопасности, академик Академии криптографии Российской Федерации Александр Баранов.
«Нужно разделять системы хранения и обработки информации. Если обработка данных не производится, то система хранения может быть и не энергоемкой. Ярким примером являются флешки. Твердотельные носители не требуют мощного потока энергии для сохранения информации. Поэтому, если все организовано правильно, проводится регулярная перезапись и создание резервных копий, причем на твердых носителях, то это помогает сохранить информацию. Но эти процедуры усложняют работу центров, и по умолчанию этого не принято делать, пока и так все хорошо. А обработка требует энергии. Сайты работают непрерывно, шифраторы, коммуникационные системы, маршрутизаторы тоже. Это требует непрерывного питания», — пояснил эксперт.
Может показаться, что особенной катастрофы в связи с отключением интернета не произойдет. В конце концов, вместо просмотра сериала в онлайн-кинотеатре или сражений в многопользовательских компьютерных играх можно и книжку почитать. Даже при лучине, раз на то пошло. Но, как подчеркивает Александр Баранов, интернет куда глубже интегрирован в нашу жизнь, чем мы привыкли думать.
«Игры — это ерунда, на самом деле. Если раньше интернет — это была такая игрушка, потом информационный ресурс, где можно посмотреть, например, как поменять аккумулятор в машине, то сейчас интернет превратился в настоящую производительную силу. Гигантское количество торговли висит на интернете, а торговля — это сейчас один из существеннейших элементов экономики. Но и это еще полдела. Если выключится интернет, то первое, что мы почувствуем — это отключение телефонной связи».
Эксперт объяснил, что все те специальные выделенные линии, о которых можно услышать применительно к телефонной связи — это виртуальные специальные каналы. Они действительно обеспечиваются в приоритетном порядке, но используют те же коммутаторы и маршрутизаторы, что и остальные пользователи Сети. Это намного удобнее и выгоднее для операторов, чем держать дублирующую систему.
«Поэтому, когда интернет встанет — встанут и телефонные разговоры. Причем, если он отключится в Европе, значительная часть наших телефонных звонков тоже прервется, поскольку многие из них идут через Европу. На интернет сел уже буквально весь мир, и он нужен как воздух. А не может такого быть, чтобы в одном месте воздух был, а в другом не было», — резюмировал Баранов.
Таким образом, стабильность энергетического рынка является одним из важнейших факторов привычного существования миллионов и миллиардов людей по всей планете. Эта тема стала одной центральных на недавней встрече президентов России и ОАЭ. В комментарии для «Слово и Дело» политолог Владимир Джаралла рассказал о результатах переговоров между Владимиром Путиным и Мухаммадом Аль Нахайяном.