Аэродинамика бархата: чему совы могут научить человека
Для древних греков сова символизировала мудрость, но римляне видели в ней злое предзнаменование. Их мифы рассказывают о совообразном стрикс которые бродили в ночи и охотились на человеческую плоть. стихотворение Овидия Слава описывает, как такой демон пробрался в детскую спящего царевича Проки и был найден сгорбившимся над колыбелью, сосущим кровь новорожденного. Эта сверхъестественная сова менялась со временем. на итальянском, стрикс стал ведьма, что означает ведьма; на румынском, призрак вампир; И в Макбет,Шекспир еще раз переделал сову как «рокового посыльного», чей крик вызывает смерть короля Дункана. Как и его легендарные коллеги, большая серая неясыть, Туманная звезда, обитает в тенях. Обитает на ледяном севере, в густых темнохвойных лесах России, Аляски, Канады. Ночью охотится. Серповидные когти и крючковатый острый как нож клюв делают большую серую сову грозным хищником. Днем он остается скрытым. Несмотря на то, что это одна из самых крупных птиц в своем роде, ее темное пятнистое оперение сливается с ветвями деревьев, образуя атомный силуэт птицы, делая ее такой же туманной и нематериальной, как туман. Более того, в тихую лунную ночь, когда снег покрывает ландшафт и заглушает звуки, сова пикирует на свою добычу и едва нарушает тишину.
Бесшумность полета совы не имеет себе равных; взмах его крыльев издает настолько мягкий звук, что почти незаметен. «Хотя мы знали об этом на протяжении веков, — сказал профессор Найджел Пик из Кембриджского университета, — неизвестно, как совы могут летать в тишине». Его лаборатория — одна из немногих в мире, пытающихся извлечь уроки из этого птичьего акустического стелса. В течение многих лет в центре внимания были перья вдоль передней и задней кромок крыла. Те, что спереди, имеют крошечные жесткие зазубрины, которые направлены вперед, как зубья гребня, тогда как те, что сзади, гибкие и бахромчатые. Они работают вместе, чтобы разбить, а затем сгладить воздушные потоки, когда они обтекают крыло и выходят из него, гася любую шумную турбулентность. Недавно Пик обратил внимание на третий элемент: пышное прикосновение крыла. «Мы были одними из первых, кто задумался об аэродинамике этого бархата», — сказал он мне. В 2016 году он сотрудничал с учеными в Америке, чтобы более внимательно изучить гладкую поверхность крыльев различных видов сов, в том числе большой серой. Они увидели, что маховые перья птиц покрыты миллиметром тонкого пуха.
«Микроскопические фотографии пуха показывают, что он состоит из волосков, образующих структуру, похожую на лес», — пояснил Пик. «Волосы сначала поднимаются почти перпендикулярно поверхности пера, но затем изгибаются в направлении потока, образуя навес». Этот лилипутский «лес» резко снижает колебания давления и турбулентность, когда воздух обтекает крыло. Исследователи, финансируемые Национальным научным фондом США и Управлением военно-морских исследований США, воссоздали эту топографию из пластика. Испытав свой прототип в аэродинамической трубе, они обнаружили, что он настолько хорошо снижает уровень шума, что запатентовали конструкцию. Это открытие обещает не только более незаметные самолеты наблюдения или подводные лодки, но и значительное снижение повседневного шумового загрязнения, скажем, от ветряных турбин, компьютерных вентиляторов и даже пассажирских самолетов, ежедневно пересекающих планету.
«Совы могут многому нас научить, как сделать наш мир тише», — сказал Пик. «Ни у одной другой птицы нет крыльев, которые разбрасывают звуки, чтобы их добыча не могла их услышать». Великого серого не видно и не слышно, и этот природный призрак, кажется, также наделен сверхъестественным чутьем. С расстояния около 30 метров (100 футов) он может с невероятной точностью определять мышей или полевок, даже тех, которые прячутся под насыпями девственного снега.
+++
Научные исследования выманили сову из тени и вернули ей Афину, греческую богиню мудрости. Через это существо мы узнаем, что значит слышать: не просто обнаруживать звуки, но и создавать богатые и перспективные звуковые ландшафты. Мы обнаруживаем в себе талант различать шепоты шепотов, а затем находить их и накладывать друг на друга, чтобы строить соборы из звуков. Молчаливая птица также направляет нас к тому, чтобы сделать этот мир лучше: будь то путем перепроектирования технологий для подавления нежелательного шума или улучшения жизни тех, кому повезло меньше. «Я столь же глуха, сколь и слепа, — писала своему врачу в 1910 году американская слепоглухая активистка Хелен Келлер. — Проблемы глухоты глубже и сложнее, если не важнее, чем проблемы слепоты. Глухота — худшее несчастье». Сова сидит на плече слепого, обладающего даром слуха. Однажды, вместе со своей многочисленной птичьей семьей, она может также предложить другим дар звука.
Этот отрывок из Sentient: как животные освещают чудо наших человеческих чувствнаписанный Джеки Хиггинс (Atria Books, 2022 г.) и подготовленный для Интернета компанией Земля | Еда | Жизньпроект Независимого института СМИ.
Source: https://www.counterpunch.org/2022/09/30/the-aerodynamics-of-velvet-what-owls-can-teach-humans/