Актёр Андрей Соколов: «Стать вратарём помогли восточные единоборства»
Когда я предложила Андрею Соколову - одному из моих самых любимых актеров пообщаться на тему хоккея, он дал добро, не раздумывая и пригласил к себе, в театр «Ленком». Говорить с таким интересным человеком хотелось бесконечно. Жаль только, что времени между репетициями у него было не так много.
Народный артист Российской Федерации Андрей Соколов проявил себя не только, как актёр, но ещё и как режиссёр и продюсер. Умение играть в хоккей – одно из многочисленных проявлений его многогранного таланта. Более того, Соколов действует на позиции вратаря.
«Успел стать даже чемпионом страны по хоккею»
- Андрей, у тебя очень плотный график работы, но ты успеваешь тренироваться и играть за команду артистов «КомАр». Как удается совмещать?
- Не только у меня, у всех возникают подобные проблемы. Но это происходит эпизодически. Сейчас напряжённый творческий период, и я действительно очень занят. Тренировки начинаются в 23.00, бывает и позже, и заканчиваются в половине второго. Домой приезжаю в третьем часу, ложусь спать в три. Сложно. Поэтому, порой хоккей приходится пропускать. Кстати, чтобы не растерять физическую форму, иногда становлюсь «легионером» - тренируюсь в других командах, где занятия стартуют раньше.
- Приезжаешь в ночи, порой не высыпаешься. Тем не менее, продолжаешь выходить на лед. Что тобой движет?
- Хобби, с которым я вырос. Хоккей - игра замечательная. И потом это ведь так здорово, когда твои желания совпадают с возможностями, и ты можешь быть увлеченным тем, что приносит удовольствие.
Третьяк был и остается моим кумиром. Восторгался им во время знаменитой серии игр с канадцами. Хотя я тогда ещё под стол пешком ходил, но уже занимался хоккеем и понимал, что к чему. Все мы тогда писали на свитерах «Третьяк».
- Почему ты выбрал именно вратарскую позицию?
- Я встал в ворота классе в пятом. Во-первых, потому что тогда не очень хорошо катался, во-вторых - занимался активно восточными единоборствами, поэтому обладал приличной реакцией. Это здорово помогало - на протяжении двух сезонов вообще не пропускал! Поэтому нравилось играть в воротах всё больше. С тех пор где только не выступал. На Красной площади в том числе.
- Выходит, увлечение было довольно серьёзным?
- Да, я принимал участие в турнире «Золотая шайба», и даже побеждал на Первенствах Москвы. Потом выступал за «Авангард» и «Крылышки». Становился даже чемпионом страны в своём возрасте. Затем был достаточно большой перерыв, после которого наш капитан Саша Морозов предложил вернуться к давнему увлечению. Большинство коллег восприняли такую новость с радостью. Несколько лет назад возникла команда «КомАр», которая сейчас достаточно успешно выступает во многих дивизионах. Завоевывает репутацию на хоккейном Олимпе.
«Помню, прыгал на одной ноге 367 ступенек»
- Насколько я знаю, ты хорошо знаком с нашим легендарным вратарем, а ныне президентом ФХР Владиславом Третьяком. При каких обстоятельствах впервые повстречались?
- Даже уже и не вспомню. Мы виделись, когда я ещё был маленьким – Владислав Александрович приезжал на тренировки. Потом, наверное, наверное, знал обо мне по фильмам… А сейчас у нас уже есть общие друзья и периодически мы пересекаемся, общаемся с удовольствием. Я очень рад тому, что знаю такого человека. Третьяк был и остается моим кумиром. Восторгался им во время знаменитой серии игр с канадцами. Хотя я тогда ещё под стол пешком ходил, но уже занимался хоккеем и понимал, что к чему. Все мы тогда писали на свитерах «Третьяк». Помню, Владислав Александрович приехал к нам на летние сборы в Сетунь и подарил мне клюшку с автографом. Я был безумно счастлив.
- У тебя никогда не возникало желания заняться хоккеем профессионально?
- Вопрос об этом стоял. Но в те времена не существовало такой продвинутой экипировки как сегодня. Щитки набивали конским волосом. Я получил достаточно много травм. Сейчас у хоккеистов во всех отношениях возможностей больше. Могут играть на высоком уровне дома, за океан спокойно уехать. Мы такого выбора не имели.
А ещё из-за хоккея в последние два года учёбы в школе у меня стали появляться тройки. Я жил в районе Чертаново и ездил с баулом через всю Москву в Сетунь - полтора часа в одну сторону. Потом поступил в институт. Уже не получалось тренироваться... И ведь всем известно, что у профессиональных игроков много, что переломано. Я видел однажды как одного хоккеиста «зашивали» на льду после того, как ему разрезали лицо лезвием конька. До сих пор это зрелище стоит перед глазами.
- В общем, не жалел о том, что не стал заниматься хоккеем профессионально…
- Стараюсь об этом не думать. История не любит сослагательных наклонений. Если пофантазировать…может что-нибудь и получилось бы, но такова судьба. В любом случае я наслаждаюсь тем, что сейчас есть возможность выходить на лед.
- А как коллеги относятся к твоему увлечению хоккеем?
- Играет себе человек и играет. Молодец. Как говорится, чем бы дитя не тешилось… Но для меня действительно каждый матч – незабываемый. Так было в детстве на «Золотой шайбе», так есть и сейчас.
Единственное - раньше мог проводить в день по две-три игры. Сегодня попробуй выйди, побейся столько – уже тяжеловато. И тренировались на сборах часов по семь. Помню лесенку с 367 ступеньками. Приходилось прыгать по ней на одной ноге. Это же уму непостижимо! Но мы были здоровы, как лошади и бешено азартны.
«ЦСКА во все времена был неким монстром»
- Армейцы Москвы бьются сейчас в финале Кубка Гагарина с казанским «Ак Барсом». Следишь?
- Конечно. Очень приятно, что московская команда - одна из сильнейших в КХЛ. Во все времена ЦСКА был неким монстром, и имел возможность собирать хоккеистов по всей стране. На данный момент всё немного иначе. В любом случае у столичных армейцев состав сегодня достаточно молодой, и это здорово.
Если в команде много звезд – ведь это нелегко. Я представляю, какие проблемы могли возникать у Олега Знарка, когда в его коллективе было немало именитых мастеров, приехавших из разных клубов НХЛ. И их всех надо было «наиграть». Даже таким суперзвездам как Саша Овечкин нужна, скажем так, обкатка. Команда - это когда один за всех и все за одного, плечом к плечу. Наш хоккей всегда этим славился.
Для меня каждый матч – незабываемый. Так было в детстве на «Золотой шайбе», так есть и сейчас.
- Во все времена существовала дружба между хоккеистами и артистами. Сейчас это есть?
- Конечно! Ко мне на спектакли приходили тот же Третьяк и Вячеслав Быков, и многие другие наши звёзды. Вообще, есть такое ощущение, что мы одной крови. Слава Быков живет достаточно давно за рубежом, но я с ним постоянно на связи. Когда он был у руля ЦСКА, армейцы Москвы играли очень хорошо. В хоккей, очень похожий на тот, советский.
Но вообще у каждого тренера есть свой подход, своя «метода» и акценты. Это паутина, некая химия, колдовство, особый взгляд.
«Когда играл вратаря, не хотел уходить со съёмок»
- Среди твоих многочисленных ролей есть и хоккейная. Наверное, когда снимался, ощущал себя как рыба в воде?
- Именно так и было (улыбается). В одном многосерийном фильме мой герой как раз хоккейный вратарь. Когда поступило это предложение, я, конечно, согласился сразу и чувствовал себя на площадке очень комфортно. Даже старался увеличивать свое пребывание на льду. Было здорово! Со съёмок уходить не хотел.
- Сейчас на экраны выходит достаточно много фильмов о хоккее. Как ты к этому относишься?
- Отлично, что такие киноленты есть. Я обеими руками «за». Но, на мой взгляд, уже возник перебор. Должна быть какая-то пауза.
- В качестве режиссера, какой фильм о нашем любимом виде спорта ты мог бы снять и нас удивить?
- Очень серьезный вопрос. Пока не готов на него ответить. Пусть это станет темой нашей следующей беседы. Надо подумать, проанализировать… Это очень ответственно.
Фото Динары Кафискиной и из личного архива Андрея Соколова