31 Мая – Всемирный день без табака
Семьдесят лет назад в Британском медицинском журнале (British medical Journal, 1952) опубликовали работу британских ученых Ричарда Долла и Бредфорда Хилла, в которой впервые были представлены серьезные научные доказательства причинной связи курения сигарет с развитием рака легкого. Эта статья стала настоящей сенсацией. В то время в Великобритании курильщиками были 80% взрослого населения, и никто не подозревал об опасных последствиях этой привычки. Результаты, полученные британскими учеными, были подтверждены во многих эпидемиологических исследованиях. В итоге Международное агентство по изучению рака пришло к заключению, что курение является канцерогенным для человека и причиной развития более 15 форм рака: рака полости рта, глотки, гортани, пищевода, поджелудочной железы, мочевого пузыря, почки, некоторых форм лейкоза и т.д.
За прошедшие 70 лет во многих странах мира, включая Россию, частота курения снизилась, соответственно снизилась заболеваемость и смертность от болезней, ассоциированных с курением. Однако миллионы людей по-прежнему курят и умирают от курения. В долгосрочной перспективе количество отказов от курения оценивается как крайне низкое: несмотря на значительные усилия в области контроля курения, число курильщиков в мире растет. Наглядным доказательством этой тенденции служит наблюдаемый в последние годы рост рака легкого у женщин. В России, например, за 10 лет (2009-2019) заболеваемость раком легкого среди женщин выросла на 18,7%.
Чтобы приблизиться к поставленной цели – снизить распространенность курения, необходимы дополнительные меры. Помимо антитабачной пропаганды, запрета на курение в общественных местах и других популярных и эффективных методов борьбы с курением, можно и нужно использовать альтернативные способы преодоления никотиновой зависимости, в частности электронные системы доставки никотина (ЭСДН). Судя по имеющимся научным данным, аэрозоль, выделяемый при их использовании, содержит значительно меньше канцерогенов и других токсичных веществ, чем обычный табачный дым. В связи с этим некоторые из них рассматриваются FDA (Агентство Минздрава и социальных служб США), как продукт модифицированного риска и могут быть использованы для перехода к полному отказу от курения. Кроме того, электронные сигареты более эффективны для отказа от курения, чем никотинозаместительная терапия. В связи с этим приравнивания ЭСДН к традиционным сигаретам не только научно не обосновано, но и вредно. Приравнивание ЭСДН к сигаретам при разработке налоговой политики привело к тому, что традиционные сигареты получили ценовое преимущество перед ЭСДН, т.е. сигареты дешевле ЭСДН. Что это, как не серьезный стимул к продолжению курения?
В заключение считаю нужным подчеркнуть, что принятие государственных решений в области профилактики и здравоохранении в целом должно быть основано на достоверной научной информации, а не на «религиозных» представлениях о добре и зле. Да, никто не спорит, что лучше бросить курить, чем заменить курение на «вейп». Однако наука подсказывает, что временный переход на ЭСДН с перспективой полного отказа от курения – один из эффективных путей снижения распространенности курения, и это следует принять во внимание при разработке национальных программ борьбы с табаком.
Президент Противоракового общества России, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий отделом эпидемиологии и профилактики опухолей ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России Д.Г. Заридзе