В строящемся на Берёзовой аллее храме летом начнутся службы
Архиепископ Матфей рассказал об уникальных церковных проектах в СВАО
У архиепископа Егорьевского Матфея (Копылова) много обязанностей, или, как говорят в Церкви, послушаний. Он управляет тремя викариатствами Москвы — Северо-Восточным, Юго-Восточным и Северным. Он возглавляет церковную комиссию по развитию паломничества и принесению святынь. И наконец, он настоятель трёх приходов, в том числе храма Троицы Живоначальной в Свиблове. В этой старинной усадьбе находится его небольшая резиденция с образом Спаса и портретами всех русских патриархов. Там мы и встретились.
О чём просят прихожане
— Как вам удаётся при таких нагрузках всё успевать?
— Я тут не первопроходец, и мои обязанности не исключительное явление. В Москве практически каждый викарий, то есть помощник Святейшего Патриарха, несёт ещё и дополнительную нагрузку — руководит либо синодальной, либо епископальной структурой. Успевать помогает эффективно выстроенная Святейшим Патриархом система работы. По каждому направлению есть квалифицированные помощники.
— Вы часто выезжаете в округа?
— Хотя бы один раз в неделю посещаю каждое из трёх викариатств. В течение года получается около двухсот богослужений с моим участием. Плюс объезд строящихся в округах храмов вместе с куратором «Программы-200» Владимиром Ресиным.
— А непосредственно с прихожанами общаетесь?
— Конечно. После каждого богослужения у нас беседы с настоятелем, с другими клириками, с прихожанами, они делятся проблемами, такой контакт очень важен. Но сначала — Божественная литургия, когда все объединяются в молитве, в таинстве, и это особым образом всех объединяет, настраивает на нужный лад.
— О чём вас чаще всего просят прихожане?
— Помолиться о близких. Кто-то болеет, кто-то на фронте, кто-то ранен и лежит в госпитале… Иногда просят о вразумлении непослушных детей.
Всероссийский охват
— Какие перемены происходят в церковной жизни Северо-Восточного округа? Чем он отличается от других округов столицы?
— Через Северо-Восток проходит путь в Троице-Сергиеву лавру, к Московской духовной академии. Наверное, и поэтому так сложилось, что в этом викариатстве много священников с высоким уровнем образования — преподавателей МДА. Здесь есть масштабные проекты, известные далеко за пределами округа. Например, проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», начатый 17 лет назад протоиереем Алексием Яковлевым, ныне — настоятелем храма Серафима Саровского в Раеве. Это уже всероссийское движение: сотни молодых людей со всей страны каждый год ездят в экспедиции, чтобы восстановить из руин памятники деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской областях, республиках Карелии и Коми. Это и активное миссионерство: гости общаются с местными жителями, раздают православную литературу, проводят концерты. Мне тоже довелось принять в этом деле непосредственное участие — в экспедиции.
— Какие ещё проекты можно отметить?
— Настоятель храма «Неопалимая Купина» в Отрадном иерей Дионисий Гришков создал в приходе центр по работе с мигрантами. Здесь приезжим преподают русский язык, помогают оформить нужные документы, дают консультации. Помогают всем — и мусульманам, и гостям из Африки. А при храме Торжества Православия в Алтуфьеве открыли замечательный детский сад, малыши из православных семей готовятся здесь к школе. Кстати, настоятель этого храма протоиерей Сергий Кляев назначен Святейшим Патриархом ответственным за духовное окормление пациентов госпиталей по всей России. И, конечно, надо сказать об усадьбе Свиблово, где мы создали крупный духовно-просветительский центр, в котором занимаются более 700 человек. Здесь же открыта полноценная гимназия — в ней учатся с 1-го по 11-й класс.
Главный храм строителей
— На Берёзовой аллее с прошлого года строится грандиозный храм Успения…
— Да, это будет один из крупнейших храмов столицы, его высота 60 метров, два этажа, он рассчитан на полторы тысячи человек. Нижний храм почти готов, летом этого года начнём там служить. А полностью храм будет введён в строй во II квартале 2025 года. Его называют главным храмом строителей Москвы. Сами строители активно участвуют в финансировании этого проекта. Храм выполнен в русском архитектурном стиле домонгольского периода. Он имеет размеры, которые называют Богородичными. Когда греческие строители начинали возводить Успенский храм в Киеве, Матерь Божия, по преданию, дала им параметры, исходя из размеров Своего пояса — на 20, 30 и 50 поясов. Пояс этот размером 1 метр 20 сантиметров. И если умножить, то получится 24 на 36 и на 60 метров. По этим размерам построены, например, и Успенский храм в Кремле, и Успенский собор Троице-Сергиевой лавры… Теперь будет и у нас в округе.
— Хватит ли людей, чтобы заполнить строящиеся храмы? Не будут ли они пустовать?
— Это исключено. Москва активно развивается. Там, где были пятиэтажки, строятся многоэтажные дома, население растёт, открываются новые станции метро. Возведение храмов не поспевает за потребностями в них. В будние дни люди трудятся, и может возникнуть впечатление, что молящихся не так много. Но по воскресеньям и в церковные праздники все храмы переполнены.
Как никогда, нужно единство
— А как воспринимают люди молитву о Святой Руси, читаемую во всех храмах по благословению Патриарха Кирилла?
— Сегодня нам, как никогда, нужно единство — и эта молитва направлена именно на единодушие в стремлении к миру и победе над силами, пытающимися разъединить и погубить единый народ. Молитва выражает главные чувства человека: здесь и прошение о здравии воинов-защитников, и мольба о помощи тем, кто лишился крова, кто ранен, кто невинно пострадал. Десятки приходов в наших округах плетут маскировочные сети, шьют спальные мешки для бойцов, собирают аптечки, льют окопные свечи. К примеру, в храме Серафима Саровского в Раеве 250 добровольцев работают в швейном цехе. Бабушки вяжут носки для солдат, дети рисуют картинки с благодарностями и поздравлениями. Многие люди сами, на своих автомобилях доставляют гуманитарную помощь в прифронтовую зону.
— Ещё одно направление вашей работы — паломническое. В нынешних условиях тут, вероятно, есть сложности?
— Да, недружественные страны практически закрыли для нас свои границы, но зато стал активно развиваться внутренний туризм. Заметно возрос интерес к православным памятникам, святыням, старинным храмам в нашей стране. На недавних Рождественских чтениях мы провели встречу представителей более 100 паломнических служб из 70 регионов России. Было интереснейшее обсуждение. Предстоит немало работы: нужно повышать уровень экскурсоводов, а для этого необходимы специальные образовательные программы, и мы готовим дистанционные занятия для всех регионов. Нужны новые паломнические маршруты, привлекательные формы работы с молодёжью. Думаем и над созданием универсальной электронной платформы, где были бы указаны все маршруты для паломников. Такая единая церковная площадка стала бы очень удобной для любого желающего посетить святые места.
— Можно ли сегодня нам поехать на Афон?
— Да, наши паломники могут посещать Афон, бывать там в монастырях. Но причащаться можно лишь в русском Пантелеимоновом монастыре.
При усадьбе Свиблово действуют духовно-просветительский центр и православная гимназия. Фото: Андрей Дмытрив
Пригодился опыт работы на Камчатке
— У вас настолько плотный график работы, что трудно, наверное, найти время для отдыха. Удаётся иногда поиграть в любимый вами теннис?
— Да, стараюсь находить время и для спорта, и для чтения русской классики.
— Насколько полезен в нынешней деятельности ваш прошлый опыт в Новосибирске, на Камчатке, учёба в техническом университете?
— Это был очень важный опыт. Моё инженерное образование, а позже участие в строительстве храмов в Новосибирске и на Камчатке очень пригодились сейчас, когда в Москве реализуется «Программа-200». А многие наши региональные проекты отлично прижились и в Москве. Например, в Камчатском крае мы создали епархиальный центр, где совместили всё — и образование, и досуг, и концерты, и встречи. По этой же модели создан духовно-просветительский центр в Свиблове, где ежедневно проводится столько мероприятий, что ни одно помещение не пустует. К нам приходят сотни людей всех возрастов: самым младшим — два годика, с ними занимаются логопед и православный педагог. А старшим за 70 — в рамках программы «Московское долголетие» они приезжают вечерами, чтобы заниматься рисованием, иностранным языком, гимнастикой…
— Спасибо за беседу, владыко.
ПУТЬ СВЯЩЕННИКА
Из биографии архиепископа Матфея
В этом году владыке Матфею исполнится 45 лет. В 15 лет Константин Копылов (так тогда звали будущего владыку) стал кандидатом в мастера спорта по настольному теннису, участвовал во многих соревнованиях. Окончил химико-технологический факультет Пермского государственного технологического университета, тема его диплома — «Технологические машины и оборудование». С 20 лет работал на заводе, чтобы материально помочь семье. В 22 года поступил в Михайло-Архангельский мужской монастырь села Козиха Новосибирской области. В 26 лет был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого апостола и евангелиста Матфея.
Материал подготовили Валерий КОНОВАЛОВ и Михаил УСТЮГОВ