В ожидании большой воды
О прошлом и настоящем подмосковного села Дединово.
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Фёдор Тютчев
Разлившаяся Ока… Из воды, затопившей дорогу, торчит указатель с названием села Дединово. На указателе примостилась чайка. У кромки воды дежурит спецмашина МЧС, рядом стоят сотрудники в болотных сапогах, обсуждая уровень подъёма воды. Внезапно их голоса заглушает рёв моторной лодки — это жители из окрестных деревень едут по работу, в магазин, аптеку или просто развеяться, для них это вполне привычная картина.
Ежегодно в апреле сюда, в посёлок Дединово Луховицкого района Московской области, а также в соседние, стоящие на реке деревушки Ловцы, Лисьи Норы, Гольный Бугор и др. приходит большая вода. А вот насколько большой она окажется в этот раз, предсказать не берётся никто.
Старожилы говорят, что разлив зависит не только от количества выпавшего за зиму снега, но и от скорости его таяния, то есть от средней, установившейся с середины марта температуры. Если тёплые мартовские деньки сменяются ночными заморозками, лёд на реке тает постепенно, постепенно на берег прибывает и вода, сдерживаемая морозом.
Местные жители, привыкшие к разливам, ведут свою статистику, все они вспоминают про половодье 1970 и 1994 годов, когда многоснежье совпало с аномально тёплым мартом.
— Вот тогда это была по-настоящему большая вода, грозная стихия… Я мальчишкой ещё был, и река мне казалась разбушевавшейся великаншей, которая силу свою показывала, — рассказывал мне Сергей М., местный старожил и мой старинный приятель. — В тот год вода у нас уже в подвале хлюпала, мама в магазин на лодке ездила, нам же, пацанам, даже в школу разрешили не ходить. А в соседнем доме хозяйка высунулась из окна и руками щуку поймала…
Сергей родом из этих мест, бóльшую часть жизни провёл на реке и говорит о ней с гордостью:
— Раньше к нам москвичи приезжали всё больше на рыбалку или чтобы искупаться, а теперь ездят, чтоб на ледоход посмотреть. Фотографируют. Величественное зрелище, когда на реке огромные ледяные глыбы в движение приходят, сначала лёд потихоньку шуршит, потом всё громче и громче, во всю мощь трещит и ломается…
С лукавой усмешкой Сергей поведал мне и о туристах-экстремалах — тех, кто приезжает в апреле в разлив на машинах по воде гоняться, чтобы нервы пощекотать:
— Они сперва развлекаются, снимки делают, заодно машины моют, а потом мы их достаём, как дед Мазай зайцев… С рекой не шутят — есть места, где опасно, течение быстрое, подхватит машину, глазом моргнуть не успеешь!
Хотя, конечно, против туристов Сергей не возражает: пусть едут — природа здесь красивая, места древние…
Из любопытства я заглянула в интернет. Оказалось, действительно село Дединово известно ещё с XV века как царская вотчина: жители села, занимавшиеся преимущественно рыболовством, поставляли к государеву столу окскую рыбку – белугу, севрюгу, стерлядь, каспийского лосося. (Нынче мы не только вкус, но и названия этих рыб с трудом помним.)
Всё необходимое для рыбалки дединовцы, разумеется, мастерили сами, но прежде всего они считались искусными корабелами, умевшими строить большие лодки, струги, коломенки, челны для плавания по Оке и Волге. Неслучайно, в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича в Дединово была построена первая в России судостроительная верфь европейского образца. Для расширения торговых связей с Персией и для сопровождения купеческих караванов в Каспийском море требовались военные корабли.
И вот в 1669 году с местных стапелей сошёл на воду знаменитый парусный, 22-пушечный фрегат «Орёл» — первый крупный российский военный корабль, над которым впервые поднялся бело-сине-красный флаг. Документально подтверждено строительство на Дединовской верфи ещё четырёх военных кораблей, но основным её профилем стало производство малых и средних торговых судов: ушкуев, баркасов, коломенок, барж для перевозки грузов. В конце 1780-х годов здесь же изготовили ботик для юного Петра Алексеевича, мечтавшего научиться ходить под парусом.
В наши дни на набережной, где когда-то работала верфь, установлена памятная стела с изображением первого военного корабля России. А местный краевед, директор школы С.А. Кочетков, написавший книгу по истории родного села, проводит лекции и экскурсии «Корабельные традиции села Дединово». Отмечу, что и сама набережная, раскинувшаяся на высоком берегу Оки, с вереницей живописных деревянных домиков XIX–XX веков, является достопримечательностью. Домики — крепкие, ухоженные, с узорчатыми наличниками — немые свидетели некогда богатого и многолюдного села. Согласно переписи, на рубеже XIX–XX веков в Дединове было 920 дворов, 6,5 тысячи жителей, 4 церкви, 2 школы (мужская и женская), 4 промышленных предприятия, 8 питейных заведений и трактиров и 20 торговых лавок. Для сравнения: сейчас в селе проживает порядка 2000 человек.
Об этом и о многом другом вы узнаете в симпатичном сельском краеведческом музее (ул. Шашина, 1). Там вам расскажут о местных купеческих династиях Шустовых, Кривоносовых, Боровковых, щедрых жертвователей на церковь, покажут макет Казанского храмового комплекса, чей величественный, белоснежный и уже отреставрированный оригинал, стоит на другом берегу Оки. Ещё непременно расскажут о Кадетской морской школе «Орёл», где готовят будущих моряков, появившейся в Дединово в 2006 году благодаря стараниям удивительного человека, сподвижника С.А. Кочеткова. Пройдёт год-другой, и Дединовский музей усилиями Кочеткова и других энтузиастов переедет в новое помещение — бывшую усадебную постройку имения графов Толстых, просторный каменный амбар середины XIX века, реставрация которого идёт полным ходом.
Что же касается местных энтузиастов-сподвижников, к их числу, бесспорно, можно отнести и Виктора Пивоварова, сумевшего восстановить древнюю технологию изготовления составных дединовских челнов. Более десятка изготовленных им челнов разъехались в разные музеи страны и, конечно, в местный краеведческий. По словам Пивоварова, раньше в Дединове почти каждый мужчина мог построить своими руками небольшой чёлн — лёгкий на ходу, устойчивый на воде и незаменимый в половодье. Увы, сейчас таких мастеров почти не осталось. Чтобы традиция не пресеклась и промысел не забылся, Виктор Николаевич организовал в своём хуторе в Лисьих Норах (это в нескольких километрах от Дединово) небольшой музей и школу корабелов, где обучает местных ребят. Летом к нему на хутор приезжают экскурсии. Эх, видели бы вы этот чёлн на воде! Какая-то средневековая фантастика! Ничего подобного ни в округе, ни во всей России найти невозможно.
Однако возрождение народного промысла требует серьёзного подхода, а хорошие инициативы энтузиастов-одиночек — поддержки со стороны властей. Очень хочется надеяться, что помощь к ним придёт вовремя.
Сегодня село Дединово не входит в топовый список туристических объектов Подмосковья. Соперничать с Коломной, Зарайском или Истрой сложно, да и стоит ли... Меж тем у этого тихого, живописного и очень самобытного местечка есть своя притягательность — здесь, как и столетия назад, река устанавливает правила жизни: оттепель, ледоход, разлив и большая вода.
«Всё зримое опять покроют воды, и божий лик изобразится в них».