Пентагон обучит спецназ русскому
Как НАТО готовится к боям на Восточном фронте
Накануне очередного саммита НАТО министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский призвал «к диалогу с Россией».
По его словам, диалог должен заключаться главным образом в том, чтобы «обмениваться мнением и информацией касательно международных проблем».
Министр подчеркнул, что альянс должен объяснить России, что расположение войск НАТО в Восточной Европе — не провокация, а защитная реакция на поведение Москвы в приграничных районах.
Несколько лет назад в ходу были иные объяснения, для чего НАТО приближается к границам России, а Америка создаёт в Европе систему ПРО. Дескать, иранские ракеты не дают покоя…
Теперь же в НАТО и США практически не скрывают, кого считают наиболее вероятным противником.
Недавно, к слову, стало известно, что Пентагон объявил тендер на преподавание русской военной терминологии спецподразделениям американской Нацгвардии. Соответствующий документ опубликован на сайте госзакупок США. Языковую подготовку пройдут бойцы 20-го парашютно-десантного полка, так называемые «Зелёные береты».
Кроме военных терминов программа должна включать обзор культурных особенностей страны, в том числе знакомство с наиболее важными историческими датами и персоналиями.
Еще один эпизод из этой же серии. Разрекламированное недавнее участие Украины в танковом биатлоне НАТО обернулось тем, что самостийные танкисты на соревнованиях изображали потенциального противника альянса — Россию.
Ранее в статисты для проведения учений НАТО набирались русскоговорящие европейцы, о чём писала «Свободная пресса».
Создаётся впечатление, что на Западе всерьёз готовятся к военным действиям против России. Но с другой стороны, считается, что с такой сильной ядерной державой Запад воевать не станет.
— Невозможна большая война, когда какая-то из сторон, условно говоря, начнёт наступление на столицу противника, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Это чревато апокалипсисом. А война опосредованная не только возможна — она уже идёт. Спецподразделения России и НАТО готовят к тому, что возможно им придётся вступать в прямое боестолкновение. Поэтому знание языка и психологии врага — крайне важные моменты для того, чтобы понять и победить его. В американских ССО (Силы специальных операций) вообще действует принцип, что солдат должен кроме своего языка знать, хотя бы относительно, язык одного из наиболее вероятных противников. Ясно, что в условиях фактически новой холодной или даже гибридной войны с Россией, американцы будут всё больше внимания уделять изучению русского языка и русских реалий.
— Получается, в НАТО заранее уверены, что нынешнее противостояние России и Запада — это надолго?
— Да, там уверены, что противостояние закончится не завтра и не послезавтра. На Западе многие силы заинтересованы в том, чтобы оно продолжалось. Именно эти силы будут всячески противостоять нормализации отношений. Поэтому надо быть готовыми к тому, что на Западе всё больше будут выпячивать свою подготовку к противостоянию вооружённым силами России. На этом фоне больше всего стараются наши бывшие союзники. Та же Польша делает всё, чтобы демонизировать Россию. В её новой военной доктрине Россия — наиболее вероятный противник. У них в планах вдоль своих восточных границ создать и поддерживать в боеготовности что-то вроде ополчения из числа участников военизированных организаций общей численностью порядка 35 тысяч человек. То есть подготовка к гибридной войне с Россией идёт не только по линии НАТО, как организации, но и по линии отдельных стран-участниц альянса.
Так что даже если в политическом смысле начнётся некоторое потепление отношений России и Запада, военный аспект противостояния по инерции будет продолжаться.
— Может быть, и нам стоит платить той же монетой — например, рисовать на мишенях натовских солдат?
— Наши спецподразделения, которые могут быть задействованы в гибридных войнах, тренируются по особым программам, которые не раскрываются. А если говорить о всей армии, то подобные демонстративные меры тут же будут подхвачены западной пропагандой, чтобы в очередной раз выставить Россию в неприглядном свете «агрессора». Поэтому для нас это контрпродуктивно.
— Логика этих действий альянса одна и та же с советских времён, — говорит военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. - НАТО было создано для противодействия Советскому Союзу. Ни Варшавского блока, ни СССР нет уже больше четверти века, а в Североатлантическом альянсе по-прежнему не могут найти себе иной задачи, кроме как противостояния с правопреемницей СССР — Россией.
Если не создавать врага из нашей страны, то завтра надо распускать НАТО. Когда говорят, что альянс выполняет задачу борьбы с терроризмом, это у специалистов вызывает большой скепсис. У НАТО нет реально действующих механизмов для борьбы именно с террористической угрозой. Это показывает, в частности, операция альянса в Афганистане. Это военная организация, и она не способна решать такие сложные и тонкие задачи, как борьба с терроризмом. Натовцы так и не могут отчитаться перед ООН, что они столько лет делали в Афганистане, каких положительных результатов добились.
Кстати, можно заметить, что каждый раз, когда происходят серьёзные теракты, как недавно в Манчестере или в Брюсселе — в двух километрах от штаб-квартиры НАТО, руководство альянса только выражает соболезнования, но никаких действий по профилактике терроризма не предпринимает.
— То есть курс на обострение отношений с Россией НАТО выгоден в любом случае?
— Это стратегическая линия НАТО, вне зависимости от того, какая звучит политическая риторика. В последнее время антироссийская истерия на Западе несколько поутихла, часто слышны нейтрально-миролюбивые заявления. Тем не менее, вся практика развития НАТО показывает, что из России продолжают делать врага. Учения, которые проходят в Польше, Прибалтике, на Балтийском море, — все имеют антироссийскую направленность.
Недавно в СМИ осветили курьёзный случай о том, как американские и английские военнослужащие перемёрзли в Норвегии у наших заполярных границ. Однако если посмотреть серьёзно, ведь это значит, что НАТО, которое прежде не готовилось к военному противостоянию с нами на Крайнем Севере, теперь пошло по этому пути. Значит, к следующим учениям придумают более адаптированную к северным условиям форму. А между тем, уж в Арктике американцам точно не с кем воевать, кроме как с нами. Канада, Дания, Швеция, Финляндия — всё это страны в военном отношении слабые, и никаким образом они не заинтересованы воевать с США. Остаётся — Россия.
Всё это говорит о том, что НАТО готовится к войне с Россией. И на саммите также будет обсуждаться вопрос о том, какую вести политику в отношении России.
— Между тем широко распространено мнение, что война между Россией и НАТО невозможна, поскольку она перерастёт в ядерное противостояние, способное уничтожить всю планету. Для чего же тогда это нагнетание?
— Я тоже считаю, что до прямого столкновения России и НАТО дело вряд ли дойдёт. Но, повторяю, если не создавать образа врага из России, то тут же встанет вопрос, зачем содержать такую громоздкую военную структуру, как НАТО. Тем более что европейцы крайне неохотно тратятся на её содержание и предпочли бы и вовсе минимизировать расходы.
Североатлантический альянс за годы своего существования развёл внутри себя большую бюрократию. В его структуре создают видимость деятельности сотни и тысячи чиновников, которые в принципе ни за что не отвечают, но занимают тёплые местечки. Конечно, они делают всё, чтобы продемонстрировать необходимость НАТО перед лицом «российской угрозы». И я бы всё же не говорил о том, что война между Россией и Североатлантический альянсом невозможна. Вероятность её крайне мала, но 1% процент риска, что события пойдут по неконтролируемому сценарию, всё равно остаётся.
Алексей Полубота
Фото: Zuma/TASS