Почему в Петербурге регулярно калечат и убивают животных, которых должен защищать закон? Истории таксы Арни, домашнего лабрадора и Авруши с промзоны
В мае Госдума приняла в первом чтении поправки в закон об «ответственном обращении с животными», которые разрешат убивать бездомных кошек и собак. Власти Петербурга и Ленобласти не поддержали предложение, назвав его антиконституционным. При этом в городе и области продолжают избивать, травить, отстреливать и убивать животных — как домашних, так и бездомных.
«Бумага» поговорила с зоозащитниками, создателями приютов и фондов, а также собрала данные властей и рассказывает, кто чаще всего издевается над животными, почему такие дела плохо расследуют и поможет ли уничтожение бездомных животных уменьшить их количество.
Животных травят не догхантеры, а обычные горожане, говорят зоозащитники
Зоозащитники считают Петербург относительно безопасным для животных городом, рассказала «Бумаге» муниципальная депутатка и зоозащитница Ольга Фаттуш. По крайней мере, в том смысле, что в городе нет догхантеров. Правда, обычные горожане регулярно издеваются над кошками и собаками — своими и бездомными.
«Остались бабушки и просто люди, которые зачем-то кладут в сосиски лезвия или стекло», — рассказывает Ольга Фаттуш.
9 января в Петербурге на Товарищеском проспекте прохожие нашли таксу Арни. Собака была в крови. Вскоре удалось найти хозяина пса — мужчина отказался объяснять, что случилось, и забирать собаку.
На обследовании ветеринар обнаружил, что у Арни сломаны ребра, есть вмятина на голове, травмы печени, проблемы с кровью и опухоль в животе. И, судя по состоянию собаки, избили ее не впервые.
Волонтеры из группы «С таксой по жизни» нашли запись с камеры видеонаблюдения из парадной дома 14 на Товарищеском проспекте. На видео видно, как мужчина избивает собаку в лифте. Петербуржцы также сфотографировали следы крови на полу и на стенах парадной.
Волонтеры написали на бывшего хозяина Арни заявление в полицию о жестоком обращении с животным. Сначала силовики не стали возбуждать дело — они не увидели в избиениях собаки состава преступления. После огласки ситуации прокуратура вернула дело на дознание, но силовики так и не провели никаких проверок.
Сейчас Арни живет у петербурженки Светланы Крахмальной. Благодаря ей он поправился, стал активно гулять, и к нему вернулся аппетит.
Дела об избиениях и убийствах животных плохо расследуют
Полиция неохотно заводит и расследует дела об избиениях и убийствах животных, рассказала «Бумаге» Ольга Фаттуш.
— Что касается живодеров — правоохранители совсем плохо работают в этом направлении. Дела не заводят или не доводят до суда. Они не знают, как над ними работать и не хотят этим заниматься.
На эту проблему «Бумаге» пожаловались учредительница зоозащитного фонда «Северный медведь», а также сотрудники приютов «Дорога домой» и «Полянка».
По данным судебного департамента, по обеим частям статьи о жестоком обращении с животными (статья 245 УК) в России в 2022 году осудили 175 человек. Данные по Петербургу недоступны — «Бумага» направила запрос в департамент, но не получила ответ.
24 апреля 2023 года на улице Доблести задушили домашнюю собаку. Петербуржец пришел в гости к соседке, увидел ее лабрадора, взял ремень и задушил им собаку. Затем мужчина завернул тело животного в пластиковую пленку и вынес на улицу. Петербуржец объяснил свое поведение тем, что был пьян.
Хозяйка собаки и создатель фонда по защите животных «Северный медведь» Сергей Лучинский подали заявление на мужчину, который убил собаку. Они нашли видео с уличных камер наблюдения, где видно, как он выносит тело собаки из подъезда и оставляет на тротуаре.
Волонтеры также отвезли тело собаки к патологоанатому — специалист подтвердил, что она умерла из-за удушения. Медицинское заключение передали в полицию. А 28 апреля мужчина пришел в полицию и написал явку с повинной. Он признал, что задушил собаку «умышленно».
Несмотря на признание, заключение патологоанатома и видео с камер наблюдения, заместитель прокурора Красносельского района решил не возбуждать уголовное дело. По его мнению, в действиях мужчины нет состава преступления.
«Умысла на причинение боли или страданий собаки в действиях мужчины не установлено, хулиганских или корыстных побуждений в действиях также не установлено», — указано в документе прокурора.
Сергей Лучинский рассказал «Бумаге», что фонд подал жалобу на решение ведомства — дело снова возбудили.
Закон запрещает убивать животных, если они не смертельно больны и не нападают. Но некоторые ветеринары и отловщики обходят эти условия
В Петербурге, как и в других регионах, действует закон об ответственном обращении с животными. В городе работает система «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат», которая запрещает убивать бездомных животных.
С 2020 года альянс защитников животных публикует отчет о том, как в разных регионах России исполняют этот закон. За 2022 год управление ветеринарии Петербурга по запросу зоозащитников отчиталось, что в городе отловили 1332 кошки и собаки — всех отпустили после стерилизации и вакцинации.
В 2021 году в Петербурге отловили в 3,5 раза больше животных — 4700. Однако тогда обратно выпустили только 608 собак, что случилось с кошками и остальными собаками, не уточнили.
Закон разрешает усыплять кошек и собак только в нескольких случаях: если они страдают от смертельной болезни, проявляют необоснованную агрессию или во время самообороны человека от нападающего животного.
Несмотря на это, живодеры и некоторые ветеринары продолжают убивать собак и кошек, рассказала «Бумаге» зоозащитница Ольга Фаттуш.
О случаях, когда ветеринаров наказывали бы за незаконное усыпление, неизвестно. До общественности доходят только редкие эпизоды, как, например, с овчаркой Цезарем. 12 декабря 2022-го на улице Красных Зорь петербурженки нашли 9-летнего пса, которого хозяин решил усыпить, когда тот начал болеть. Для этого мужчина вызвал домой частных ветеринаров, которых нашел на «Авито». Цезарю ввели недостаточное количество яда, а затем оставили в мусорке.
По словам Ольги, врачи могут говорить, что случайно превысили дозировку лекарства или якобы животное было слишком агрессивным. «Опасное поведение нужно проверять несколько недель. При этом у нас в Петербурге почти нет таких специалистов», — добавила Фаттуш.
— У нас отсутствует правовая база для убийств агрессивных собак — нет прописанных понятий «агрессия», «агрессивная собака», «немотивированная агрессия» и других. Без правовой основы и специальных компетентных органов определять, кто из собак опасен, а кто — нет, невозможно.
Необоснованную агрессию у собаки сложно определить, потому что иногда она связана с заболеваниями. Животное может бросаться, если есть поражение центральной нервной системы, оно испытывает боль или загнано в угол.
Зачастую хозяева животных аргументируют решение об усыплении тем, что питомец стал им в тягость, а приюты переполнены.
В Петербурге официально существует всего один приют. В 2022-м в нем оставалось две тысячи собак и две тысячи кошек. Намного больше приютов открыто в Ленобласти — там работает 15 частных проектов. При этом в них находится меньше животных, чем в городе: 1848 собак и 364 кошки.
В феврале 2023-го на территории промзоны в Киришах нашли бездомную собаку, которая с трудом бегала и постоянно падала. Ее отвезли в ветеринарную клинику, где нашли большую вмятину на голове, кисту в мозге и свежие раны на морде.
Врач предположил, что ее ударили арматурой. Местная жительница и владелица приюта «Дорога домой» Алена Николаева, нашедшая собаку, назвала ее Аврушей. Женщина выяснила у сотрудников промзоны, что собаку избили еще перед Новым годом.
Авруше сделали операцию на мозге, и она месяц провела под капельницей. Весной Авруша прошла курс реабилитации и начала гулять на улице. Ее забрала домой Алена Николаева. Но в июне у собаки снова начались проблемы — у нее случился эпилептический припадок. Сейчас Авруша снова в больнице.
В Госдуме предложили разрешить регионам убивать бездомных животных. В Петербурге и Ленобласти идею не поддержали
16 мая Госдума приняла в первом чтении поправки в закон об «ответственном обращении с животными», которые позволят региональным властям самим определять, что делать с бродячими животными. Регионы будут вправе отказаться от системы «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат» в пользу других методов контроля численности.
Поправки отменяют действующие правила, по которым нельзя «применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных».
Законопроект раскритиковало государственно-правовое управление президента России. Оно посоветовало соотнести законопроект с поручениями президента от 15 мая 2021 года, в котором говорится об улучшении работы с бездомными животными.
Депутаты Заксобрания Петербурга также подготовили негативный отзыв на законопроект, писал в своем телеграм-канале председатель бюджетно-финансового комитета Денис Четырбок.
— Для нашего города этот метод абсолютно неприемлем. Да, мы знаем, что в некоторых регионах ситуация сложная, проблема есть, но именно эти же регионы ее сами и создали, запустив вопрос до такого, что теперь кроме как отлова и отстрела ничего не остается. Но это не решение. Сама постановка вопроса — это не один, а сразу несколько шагов назад от того, к чему мы шли последние годы. Такие инициативы в корне идут вразрез с политикой государства. И я напомню, что еще в 2020 году по предложению Президента мы закрепили в Конституции принцип ответственного обращения с животными, с которым этот одиозный проект закона никак не стыкуется.
С критикой выступил и губернатор Петербурге Александр Беглов.
В управлении ветеринарии Ленобласти «Бумаге» рассказали, что правительство региона и члены его Общественного совета считают, что большинство поправок в закон об «ответственном обращении с животными» необходимо пересмотреть и доработать.
Правительство Ленобласти «концептуально» поддерживает только один пункт поправок к закону — о возможности содержания бездомных животных в местах временного содержания, которые не являются приютами.
В управлении ветеринарии уточнили, что в случае принятия поправок региональные власти не планируют менять существующую систему контроля за животными.
Бездомных животных становится больше из-за безответственных хозяев, а усыпление собак и кошек не уменьшит их количество
По данным управления ветеринарии Ленобласти, сейчас в регионе около 12 тысяч бездомных животных. Обычно во втором полугодии их становится больше: считается, что летом петербуржцы выезжают за город со своими питомцами, часть которых там оставляют.
В конце мая Госдума приняла законопроект, который вводит штрафы за «нарушение законодательства в области обращения с животными». После окончательного принятия закона владельцы выброшенных кошек и собак будут платить три тысячи рублей за «несоблюдение общих требований к содержанию домашних животных».
За жестокое обращение с животным будет грозить штраф до 15 тысяч рублей, а за то, что собака покусала прохожих, ее владельцу придется выплатить 200 тысяч рублей.
Но проблема не только в том, что питомцев выбрасывают. Часто владельцы животных выпускают их на самовыгул, и появляется нежелательное потомство, которое остается на улице, говорят зоозащитники из Центра защиты прав животных.
В Ленобласти работает 12 ветеринарных клиник, где можно кастрировать и стерилизовать животное по льготе — бесплатно или по сниженной цене. Но получить такую услугу можно только в некоторые дни в месяца — в многих клиниках выделяют всего один день в месяц.
В Петербурге льготные стерилизации проводят в клинике имени Айвэна Филлмора. Однако под программу попадают только бездомные животные.
— Бездомные животные — это результат перепроизводства животных-компаньонов, что вызывает резкое несоответствие между «спросом» и «предложением». Проблема актуальна для стран, где отсутствует государственный контроль за разведением животных.
По мнению Ольги Фаттуш и Центра защиты прав животных, решить проблему можно, введя на государственном уровне механизмы ограничения разведения домашних питомцев — например, налог на нестерилизованное животное. Также нужна поддержка программ по пристройству животных из приютов и популяризация стерилизации кошек и собак. Зоозащитники надеются, что сейчас, после критики предложения депутатов Госдумы, законодатели начнут обсуждать и эти альтернативы.
Что еще почитать:
- «Идеальных ферм нет, бывают только плохие и очень плохие». Почему зоозащитники требуют регламентировать содержание животных на сельхозпредприятиях.
- «Мы отогревали ему душу». Как петербуржцы спасли пса Цезаря, выжившего после усыпления.