Главные новости Уфы
Уфа
Январь
2022

Прецедент Куштау увеличил число природных памятников в «спальных районах Уфы»

Прецедент Куштау увеличил число природных памятников в «спальных районах Уфы»

За последние годы государство аннулировало 64 лицензии на разработку полезных ископаемых на территории Башкортостана. Власти не хотят повторения ситуации на шихане Куштау, когда варварская разработка недр вкупе с наплевательским отношением недропользователей к местным жителям привела к настоящему народному бунту. Наиболее критическая ситуация сложилась в депрессивном башкирском Зауралье – только в Баймакском районе свои лицензии потеряли 16 недобросовестных недропользователей. Еще одной горячей точкой стал приграничный к Уфимскому Кармаскалинский район, богатый залежами песка и гипса. Здесь предполагавшийся к разработке карьер на озере Большой Толпак теперь превратился в особо охраняемую природную территорию. Власти Башкортостана вынужденно диверсифицируют экономику: вместо карьеров жители вынуждают строить на озерах рекреационные кластеры. Характерно, что наведение порядка в сфере недропользования вовсе не снижает поступления в казну: если в 2019 году уплаченный налог на добычу полезных ископаемых в Башкортостане составил 119 миллионов рублей, то в 2020-м – уже 167 млн, а по итогам 2021 года Минэкологии ожидает поступления от НДПИ в размере около 200 миллионов рублей.

«Красивейший район. Он, по сути, становится спальным районом Уфы. Как мне глава докладывал, там летом до 100 тысяч живет – уфимцы живут, на своих дачах. В Кармаскалинском районе безобразно было все разработано. Я бы хотел, чтобы аппетиты тех, кто разрабатывает песок, были урезаны. Объёма песка в республике достаточно. Главы администраций, бейтесь за свои районы. В Кармаскалинском районе хотели зайти на территорию хитро, под видом инвестиционного проекта. Мы не дали», – объяснил значимость Кармаскалинского района на утреннем оперативном совещании 24 января глава Башкортостана Радий Хабиров. Катализатором ухудшения ситуации в районе стали протесты конца 2021 года против разработки ООО «Ибрагимово» карьера на озере Большой Толпак. Хитрость «инвестора» состояла в презентации «инвестиционного проекта» по строительству «завода стеновых панелей» с социальной нагрузкой в виде возведения дороги и нового ФАПа. Под эти обещания с простых жителей были собраны подписи в пользу проекта. Сразу после начала его реализации выяснилось, что никакого завода «инвестор» строить не собирается, а просто решил превратить традиционное место для рыбалки и рекреации местных жителей в огромный карьер по добыче песка. Ситуация потребовала вмешательства комиссии по недропользованию во главе с республиканским вице-премьером Азатом Бадрановым, решением которой разработка карьера была запрещена.

«Сейчас мы занимаемся проектированием документации по особо охраняемой природной территории. В ближайшее время статус там мы обретем. Мы за то, чтобы территория развивалась, будем развивать рекреацию», – заявляет глава района Альфир Сабиров.

Что касается ситуации в районе в целом, то сейчас, по словам министра природопользования и экологии РБ Урала Искандарова, из 21 недропользователя в районе хозяйственную работу ведут только 10. У ООО «Ибрагимово», компаний «ПГС» и «Башнерудматериалы» лицензии отозваны. За 2019-2021 год ведомством было выдано всего 4 лицензии на разработку недр, ни по одной из которых добыча сейчас не ведется. Тогда как в предыдущие годы лицензии выдавались десятками.

«Комиссия – не карательный орган, а совещательный. Мы не только караем, мы добросовестным недропользователям помогаем. С населением, с недропользователями пришли к соглашению, что да, они должны работать, но они должны и взамен что-то давать. Если забирают сенокосные угодья – должны компенсировать. Если работают на территории – могут дорогу построить, отремонтировать клуб», – заявляет Искандаров.

«Правда ПФО» писала, что так называемый «экологический разворот» властям Башкортостана пришлось провести не от хорошей жизни. Прецедент Куштау заставляет вести добычу полезных ископаемых на территории Башкортостана только при безусловном приоритете на экологию и одобрение проекта местными жителями. При отсутствии уверенности в благополучном исходе инвестор предпочитает загодя уйти с площадки, как это произошло вскоре после Куштау с «Русской медной компанией», отказавшейся от разработки месторождения в Абзелиловском районе, и еще с несколькими инвесторами пожиже. В настоящее время крупнейшим реализуемым проектом на территории Башкортостана является разработка Подольского медно-цинкового месторождения на территории Хайбуллинского района, и ведущая работы УГМК делает это при соблюдении множества дополнительных договоренностей социального характера. А австрийцам из Lasselsberger построить новый завод близ Магнитогорска удалось во многом потому, что параллельно с предприятием жители окрестных сел получили новые дороги. Это позволило, в частности, организовать визит на открытие завода президента России Владимира Путина. Поверившие в себя жители Башкортостана теперь позволяют реализовывать инвестиционные проекты по недропользованию только с учетом их интересов.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото bashinform.ru, glavarb.ru




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Башкортостане

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Стало известно, с кем сыграет Вероника Кудерметова во втором круге турнира WTA-1000 в Риме






Состоялась премьера песни Гульдарии Юсуповой

Мария Захарова назвала Всероссийский инвест-сабантуй «Зауралье» в Башкортостане ведущей мировой площадкой

В Уфе судят аферистку, отобравшую у ветерана ВОВ квартиру и все накопления

Суд арестовал экс-министра транспорта Башкирии по делу о взятке в 5 млн рублей