Россия похоронила мечту о Европе «от Лиссабона до Владивостока»
Причиной для столь жёсткого заявления стали новые санкции, введённые в отношении высокопоставленных чиновников и силовиков в связи с отравлением оппозиционера Алексея Навального.
Отношения между ЕС и Россией находятся в крутом пике, из которого выйти безболезненно крайне сложно.
О том, кто для России сегодня друг, а кто враг, и нависла ли над нашей страной тень нового железного занавеса, — в материале ForPost.
Позиция Лаврова
На прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал очень громкое политическое заявление о возможном прекращении диалога с ЕС.
Глава внешнеполитического российского ведомства подчеркнул, что Брюссель «высокомерно относится к Москве и неподобающе себя ведёт» в связи с возможным отравлением оппозиционера Алексея Навального, сообщает РБК.
Глава МИДа указал, что если Евросоюз не понимает необходимости взаимоуважительного диалога с Москвой, то Россия должна временно прекратить его.
Читайте также: Россия не будет бегать и унижаться перед ЕС, — Лавров
Что означает заявление Лаврова, если его переводить с дипломатического на удобоваримый русский язык?
«Россия занимает более твёрдую позицию по всем вопросам. Наша страна не отказывается от переговоров, их можно проводить. Но в этом политическом диалоге Москва не пойдёт ни на какие уступки. Переговоры будут бессмысленными, если европейские политики попытаются навязать нам свою точку зрения. Вот как нужно понимать данное заявление Лаврова», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost глобальный эксперт Альянса цивилизаций ООН, первый заместитель председателя правления Российского Фонда мира Анатолий Салуцкий.
По данным кандидата политических наук Сергея Маркова, даже если диалог между Брюсселем и Москвой не прекратится, то в любом случае политика России в отношении ЕС будет «серьёзно пересмотрена». Сейчас анализируется, кто больше может пострадать от этого. И что надо менять.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин не видит серьёзных политических проблем, если Россия поставит на паузу взаимоотношения с ЕС.
«Прекращение диалога с Евросоюзом никак не отразится на взаимоотношении России с европейскими странами. Я напомню, что Европейский союз — это бюрократический аппарат, с которым сейчас действительно разговаривать бесполезно. Они замкнуты сами на себе и кроме собственных интересов ничего не видят», — подчеркнул Мухин.
Дипломатические будни
За последние пару месяцев у Москвы накопилось достаточно много претензий к ЕС в целом и к Германии и Франции в частности.
Кремль негодует из-за позиции Запада, который обвиняет российские власти в отравлении оппозиционера Алексея Навального. Москва неоднократно заявляла, что обвинения безосновательны. Немецкие власти не предоставили никаких доказательств. Только свои выводы и очень жёсткие обвинения.
«Что касается позиции ОЗХО (заключение об отравлении Навального химоружием «Новичок» — прим. ред.), всем известно, что её рабочие органы де факто захвачены спецслужбами США и Британии и выдают всю информацию только под их диктовку. И ссылки на ОЗХО поэтому серьёзными аргументами для серьёзных политиков быть не могут. Поэтому ссылки лидеров Франции и Германии на ОЗХО — это форма лжи. Объявление санкций против высшего руководства России, включая главу ФСБ, руководство администрации президента России и руководство Министерства обороны России и тем самым обвинение их в отравлении Навального — это красная черта, которую пересекли лидеры Франции, Германии и руководство ЕС», — так отреагировал на введение новых санкций на своей странице в Facebook кандидат политических наук Сергей Марков.
Читайте также: Евросоюз введёт санкции против избранных россиян по делу Навального
Мечта Горбачёва о Большой Европе
Учитывая сложившуюся политическую ситуацию, сегодня сложно представить, что в конце 1980-х годов многие политические лидеры, в числе которых был первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв, надеялись воплотить в жизнь мечту о Европе от «Лиссабона до Владивостока». Горбачёв мечтал создать для россиян «общую европейскую Родину».
В основе горбачёвской стратегии о «Большой Европе» лежало стремительное расширение Европейского союза. Предполагалась, что с 1992 по 2007 годы его территория будет увеличена вдвое за счёт включения в него советских республик и России.
Тогда для этих целей был создан Панъевропейский союз — общественное движение, направленное на объединение всех европейцев в единый европейский альянс, который способен эффективно продвигать свои интересы и идеалы в мире.
Статус России в этом новом образовании никогда не описывался и даже не обсуждался. Обе стороны просто предполагали, что Россия будет частью Европы.
Читайте также: Михаил Горбачёв специально для ForPost: Объединение Германии — не предательство СССР
Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Европой было подписано в 1994 году и ратифицировано в 1997-м. В какой-то момент этот документ был стратегическим и значительно отличался от «Большой Европы» Горбачёва. Стремительного расширения ЕС на Восток уже не предполагалось.
По мнению политолога, председателя президиума неправительственной организации «Совет по внешней и оборонной политике» Фёдора Лукьянова, первый президент России Борис Ельцин в 1990-х годах приложил «наибольшие усилия» для интеграции России в европейское пространство на основе европейских принципов.
В интервью изданию The Moscow Time Лукьянов отметил, что к 2000-м годам, когда в России стабилизировалась политическая обстановка, а доходы от нефти наполнили государственную казну, действующий президент Владимир Путин «усердно искал возможность реализовать партнёрство с ЕС и продолжить сближение».
Оценивая историю взаимоотношений России и ЕС, эксперт Альянса цивилизаций ООН, первый заместитель председателя правления Российского Фонда мира Анатолий Салуцкий очень рад, что в Кремле похоронили мечту Горбачёва о Европе от «Лиссабона до Владивостока».
«Честно говоря, размышления Горбачёва о «Большой Европе» сегодня читать страшно. Волосы на голове шевелятся от его логики. Если бы мечта президента СССР осуществилась, то Россия оказалась бы в полной зависимости от Запада. Создавать европейское государство от Лиссабона до Владивостока можно только при условии, что наша страна становилась вассалом ЕС. А это невозможно», — отметил Салуцкий.
Курс на Китай
Многие политологи уверены, что Евросоюз собственными руками уничтожил политический мост, который на протяжении последних 20 лет выстраивался между Москвой и Брюсселем.
Отношения осложнились, когда европейские политики предали устные гарантии о не продвижении НАТО на Восток, когда они обещали экс-президенту Украины Виктору Януковичу защиту, а в итоге поддержали государственный переворот в Киеве, который привёл к военным действиям в Донбассе и возвращению Крыма в состав РФ.
«ЕС и Россия имеют свои приоритеты интеграционного развития. Естественно, сопряжение этих двух мощных интеграционных объединений способствовало бы развитию европейской экономики, экономики постсоветского пространства. Было бы много уделено внимания совместной кооперации и безопасности, например, в рамках ОДКБ и по другим линиям. Многие немецкие политологи говорят, что безопасность в Европе невозможно строить без России и на вражде с Россией. К сожалению, власти Германии этого не учитывают. Перспективы экономического сотрудничества сохраняются, но Брюссель и Вашингтон раздражает независимая внешняя политика Москвы. Отсюда и нападки на нашу страну, в том числе и по делу Алексея Навального», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost член Молодёжной Ассамблеи Совбеза ООН от РФ Юрий Самонкин.
Он подчеркнул, что за всей этой политической игрой стоит Вашингтон, который хочет выдавить с европейского нефтегазового рынка Россию. Американцы хотят продавать европейцам свой сланцевый газ по более высоким ценам, которые сегодня установлены на российское «голубое топливо».
По факту Брюссель превращается в форпост НАТО и площадку для продвижения геополитических интересов США в Евразии.
Самонкин подчеркнул, что попытки госпереворотов уже были предприняты в Минске и Бишкеке, сейчас идут ожесточённые бои в Нагорном Карабахе, к возникновению которых могут быть причастны как турецкие, так и американские политики.
Политолог уверен: это было сделано для того, чтобы Россия занималась кавказским направлением и «не лезла на европейский рынок». В отношении нашей страны, уверен Самокин, сейчас идёт двойственная недружественная игра, при которой очень сложно вести конструктивный политический диалог.
В данном случае на вопрос «что делать» напрашивается логичный ответ: Россия должна расширять сотрудничество на центральноазиатском направлении, в частности укреплять партнёрские связи с Китаем, который заинтересован в покупке российского сырья и в экономических кооперациях с нашими компаниями.
Читайте также: Алиев призвал Пашиняна поблагодарить Путина за спасение Армении
Эксперты уверены, что речи о железном занавесе пока не идёт.
Россия готова и дальше сотрудничать с европейскими странами, часть из которых обходят санкционные лазейки для установления прямых экономических контактов с нашей страной.
Что касается ведения политического диалога, то он возможен, например, в рамках ОБСЕ и при условии, что ЕС будет проводить независимую от США политику.
Пока же Европа катится с горки, в то время как Россия решила три основные задачи для державной независимости: наша страна обеспечила себя хлебом, сильной армией и бензином.
Наша страна стала более независимой и готова разговаривать либо с позиции «равный равному», либо никак.
Мечта о «Большой Европе» осталась в прошлом, впереди мечта о сильной России, воплощению которой будут мешать США и Европа, столкнувшиеся с серьёзными политическими и экономическими вызовами: от движения Black Lives Matter до продвижения радикального ислама беженцами в европейских странах.