Этно-панк группа Ива Нова завершила альбом «Уба Хоба» вальсом
Начинается осень — время выхода многих лучших альбомов года. Перед презентациями (14 сентября — Ярославль, «Папин гараж»; 15 сентября — Москва, КЦ ДОМ, 20 сентября Санкт-Петербург, «Опера») нового релиза под названием Uba Hoba (Геометрия, 2018) говорим с питерской девичьей формацией — эксрим-панк квартетом «Ива Нова» — в составе: Наталия Потапенко (НП), Екатерина Фёдорова (ЕФ), Анастасия Постникова (АП), Галина Киселёва (ГК) — про то, зачем в студии была нужна цепь, про краудфандинг, про беременность слоних и про влияние питерского климата на запись музыки.
ВН Как появилась идея альбома «Уба Хоба»?
НП: Появилась скорее не идея альбома, а желание услышать новорожденные песни в студийном формате. Мы шутим, что вынашиваем каждый альбом по 4 года, как слонихи!
ВН Кто стал автором песен?
НП: Творчество, как всегда в «Ива Нове», коллективное. Чаще всего и не вспомнить уже откуда ноги растут. Бывает, что первоначальная идея — риф, мелодия, из которых рождается композиция, так трансформируются что в готовой песне узнать их совершенно невозможно.
ЕФ: Все авторы в полной мере, только тексты — за Настей.
НП: Да-да. Хотя мы иногда пытаемся ей поспособствовать в этом, получается очень смешно и для чьего-то другого альбома.
ВН Кто участвовал в записи, кроме основного состава группы?
АП: Мы очень любим духовые инструменты. На концертах у нас звучит вокодер — своего рода синтетический аналог духовых, но со своим звучанием и спецификой. А на запись в студию мы пригласили живых не синтетических музыкантов — Михаила Коловского из «АукцЫона» (с которым мы дружим уже много лет, он участвовал в записи альбома «Чемодан» и не раз играл с нами на концертах, Егора Попова и Антона Боярских из группы Markcheider Kunst (очень любим «Маркшайдеров», но с этими музыкантами работали впервые). Увы, ни у кого не было времени для полноценных репетиций, поэтому мы записали вместе только три композиции, парни сразу в студии знакомились с материалом и играли по черновым нотам, которые мы им написали.
Для нас стало традиционным заканчивать каждый альбом «международным» вальсом. На предыдущем альбоме «Крутила Пила», как и на новом, международность выразилась в участии музыкантов из разных стран. В новом вальсе «Продавец тишины» — они поют ещё и разных языках. Четыре двустрочных куплета написали и спели наши друзья: Антти Пааланен (фин. Antti Paalanen; финский), Сесиль Туллек (фр. Cécile Toullec; французский), Элен Шонфельд (нем. Helene Schonfeld; немецкий), Арнольд де Бур (нидерл. Arnold De Boer; недерландский).
ВН Какие использовались инструменты (новые, необычные, нестандартные?)
ЕФ: Как всегда, мешок смешных звуков — в этот раз новыми были мяч детский, цепь железная и шланг — резиновый.
ВН Где шла работа? Кто помогал? А может быть кто-то мешал?
НП: Да, в самом начале записи нам пытался помешать петербургский климат! Запись была запланирована на февраль, в концертном клубе «Опера». Естественно, никто и не подумал, что в феврале в Петербурге может быть так холодно, что температура в огромном помещении бывшего ДК опустится до +10 °C… Надо сказать, это добавило альбому этно-экстрима!
ВН Были ли использованы какие-то студийные обработки, программы, уделялось ли особое внимание звуку?
НП: Звук — это всегда самое важное! И была задача максимально живо и красиво его, точнее их, звуки, записать и затем правильно разместить в пространстве.
АП: Мы записывали ритм-секцию в клубе «Опера» именно для того, что поймать необычную, богатую акустику этого зала. За это пришлось пострадать на холоде, но результатом мы очень довольны. С клавишами экспериментировали у себя на точке — пропускали их через аналоговые фильтры. Голоса, духовые и аккордеон записывали в тёплой студии в Доме музыки и там ребята колдовали с микрофонами. А при записи голосов есть свои трюки — прописываются дублирующие треки шепотом, хрипом, голосом на октаву выше или ниже и т. д.
ВН Расскажите про обложку альбома — кто автор, история создания, смысл изображения.
ЕФ: Автор наша знакомая — художница София Борка. Познакомились на почве авангардной музыки — у неё тоже есть свой проект. А потом уже увидели работы, в основном украшения, и обратили внимание, как она сочетает этнику и механизмы, а это близкая нам тема. Взять, к примеру, наш логотип — дерево. Соня приходила на репетиции и концерты, слушала, читала тексты и рисовала. Каждый рисунок к определенной песне. Мы следили за процессом, почти не корректировали и сотрудничество состоялось очень легко. На обложке — «УБА ХОБА», так многие иностранцы читали наше название, написанное кириллицей. Так что это и мы сами, но с какой-то другой стороны!
АП: Два наших логотипа — Ива-дерево и Ива-девочка — нарисованы нашим другом, художником, известным татуировщиком Алексеем Михеевым. Помимо этих логотипов Лёша разукрашивал нам руки орнаментами на пару концертов, ну и, конечно, на нас есть татуировки в его исполнении. Мы очень ценим его как мастера, поэтому одним из лотов на «Планете» была возможность сделать у него татуровку по индивидуальному эскизу.
ВН Иногда кажется, что вы очень любите игры в слова — от текстов песен до названия альбома. Как вы относитесь к значению слов, мистике, заговорам, гаданиям, эдакой инстинктивной, народной психоделии?
АП: Значение слов, игра со словом и его звуком — все это большая часть нашей лирики. В этом нет какого-то специального шаманства или выверенной психоделики, мы не гадаем и не практикуем заговоры! Что-то происходит само собой без нашего специального участия. Но к звучанию слов относимся бережно, как и к звучанию инструментов. Поэтому слова приходят долго, выбираются кропотливо, их приходится сплетать как нити.
ВН Какова доля фолка в вашей актуальной музыке, как вы понимаете в настоящее время термин «панк фолк»?
ЕФ: Не велика для фолка! Термин как термин, фолк и панк, это не про нас, но фрагменты есть.
НП: Что есть фолк? Это народное творчество. Оно в нас, в наших корнях, от него далеко не уйти. С панк-фолка начиналось творчество «Ива Новы», 16 лет назад играли в основном народные песни, как могли, но зато от всей души. Сейчас немного повзрослев, чему-то научились, обрели багаж, как эмоциональный, так и музыкальный. Но аккордеон, а с ним и народность, никто не отменял!
ВН Как вам кажется, появляется ли больше девичьих рок-групп? Какая судьба «женского» рока?
ЕФ: Становится больше. Всё прогрессирует!
НП: В этом году нам, наконец-то, удалось реализовать давнюю мечту — организовать девичий фестиваль. Провели его уже два раза и убедились, что у нас немало талантливых барышень. Так что будем развиваться дальше! Фестиваль называется — «Пружина». Впервые провели в марте 2018, второй в июне. Участники: Cantadora (Екатеринбург), Glosoli (Спб), «Скво» (Спб), Mirrored Lips (Спб), Luhman 16 and the birds (Париж).
Всевозможная мировая статистика утверждает, что практически на любом фестивале количество групп с участием женщин-музыкантов составляет не более 24-26 %. Мы решили подправить математику — на фестивале «Пружина» — 100 % женщин на сцене, а также неисчислимый микс из этники, электроники, рока и панка со 100 % драйвом. Кроме того, на втором фестивале была организована ярмарка, где были представлены разнообразные и очень интересные рукотворные объекты, украшения, сувениры, одежда, обереги. Авторы — женщины!
ВН Достижима ли гармония между разными типами носителей? Между стилями, поколениями, цивилизациями?
НП: Да, конечно! Главное, чтобы у каждого была возможность выбора. И этот выбор не влиял на возможность выбора другого.
ЕФ: ДА, раз гармония существует, значит она достижима, поможем же этому сами!!
АП: Разнообразие, свобода выбора и взаимоуважение — вот что нам всем нужно и чего зачастую лишают люди себя сами. Отсюда и конфликты между всем вышеперечисленным.
ВН Зачем современному человеку нужна музыка? Есть ли Музыка в гаджетах?
НП. Музыка — неотъемлемая часть жизни. Она может создать атмосферу. Может усугубить или, наоборот, изменить настроение. Лично я, не люблю слушать музыку в наушниках. Дома — да, винил или интернет-радио. В машине — CD, которыми обмениваемся с музыкантами на фестивалях.
ЕФ: Считаю, что музыка нужна любому человеку. В гаджетах? Не знаю, наверное, есть, надо проверить!
ВН Как планируете представлять альбом? Будут ли концерты, фесты, акции, гастроли — ему посвящённые?
НП’: Новый альбом — это подарок на наше 16-летие! Отпразднуем это событие с поклонниками в России, а потом отправимся в Европу. К сожалению, на родине наш концертный график не такой насыщенный, как за рубежом.
ВН Может быть альбом, работу над ним сопровождали какие-то лозунги, возгласы, любимые фразы?
НП: Да, это были — «Не хочу!!» и «УБА ХОБА!»