Стартовала Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction
Новые способы привлечения читающей аудитории ищут и на XXI Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction, которая открылась в Москве. 29 стран-участниц, тысячи книг, десятки мероприятий. Ксения Егорова о том, как не потеряться в этом многообразии.
Ярмарка в этом году переместилась - обживать громадное пространство Гостиного двора будут более 300 издательств самых разных, география - от Австрии до Японии, главный гость – Израиль. И здесь нас ждут открытия.
Увидеть современную израильскую литературу на русском спешит временный поверенный в делах Израиля в России, задерживается у стенда надолго, с совсем неформальным интересом к книгам.
«Я люблю читать, стараюсь читать, несмотря на то, что времени не всегда хватает, для российских читателей мог бы порекомендовать последнюю книгу Шимон Перес. На иврите она называется «Нет места для маленьких надежд» - интересная книга выдающегося политика, лидера государства Израиль», - поделился временный поверенный в делах Израиля в России Яков Ливне.
Шимон Перес, кстати, был не только политиком, но и переводчиком на иврит, в том числе и Льва Толстого. Переводы книжных новинок из 9 стран привезли на ярмарку. И никакие санкции не помеха! Италия и Германия, Венгрия и Великобритания, все вместе создают общемировой книжный контекст, который в России внимательно считывают.
Сегодня многие не верят, что non/fiction начиналась как небольшое сообщество друзей и коллег по книжному бизнесу. Спустя два десятка лет, наблюдая, как первые посетители штурмуют вход в Гостиный двор, удивляются.
«На фоне того, что предыдущее поколение осваивало новые профессии, входило в новую экономику, придумывало себе новую жизнь, мы продолжали заниматься какими-то старыми вещами, умными книжками, это было чем-то вроде чудачества, но вектор был пойман тогда очень точно», - рассказал литературный критик Александр Гаврилов.
Несмотря на всевозможные гаджеты, в России по-прежнему любят бумажные книги. Но сегодня это не только дань традиции, но и интеллектуальная роскошь.
«В медиапотреблении в среднем - это смартфон, радио, телевидение, человек у нас тратит пять минут, то есть читает две страницы в день, с одной стороны это хорошо, но с другой - это как-то мало», - рассказал глава Роспечати Михаил Сеславинский.
Читатель, в свою очередь, похоже, становится взыскательнее и профессиональнее - точно знает, что хочет купить и запасается сумками и даже тележками.
«Ну здесь столько интересного, что сразу стало грустно, я грущу, потому что мне надо отсюда скоро убегать», - художник Михаил Шемякин.
Non/fiction сравнивают с книжным Новым годом, когда ожидание само по себе праздник, к ярмарке появляется множество новинок. А в соцсетях задолго до ее начала - списки рекомендаций. Ведь кроме гигантов книжной индустрии есть и малые издательства, которые открывают неизвестные страницы в мировой истории, географии и литературе.
Ксения Егорова
Новости культуры