Капитан уходит первым. Главный грех Умберто Нобиле
24 декабря 1969 года в Риме состоялась премьер советско-британско-итальянского фильма «Красная палатка». В его основу была положена история спасения членов итальянской экспедиции к Северному полюсу, чей дирижабль потерпел катастрофу в арктических льдах.
Герой на экране и в зале
По сюжету, руководитель экспедиции Умберто Нобиле сорок лет спустя продолжает возвращаться в памяти к катастрофе, пытаясь понять, виновен ли он в гибели своих подчиненных. В своем воображении он устраивает суд, в котором участвуют живые и мертвые герои этой истории.
В день римской премьеры за муками и сомнениями экранного Нобиле, сыгранного актером Питером Финчем, со своего места в зрительном зале наблюдал реальный 84-летний Умберто Нобиле.
Каково ему было в те минуты? Сумел ли он обрести покой в душе, которого так и не находит его кинодвойник?
История катастрофы дирижабля «Италия» разделила его жизнь надвое. В первой части остался фантастический взлет, мировое признание, статус героя нации, во второй его ждали осуждение или, в лучшем случае, сочувствие.
Мне бы в небо
Умберто Нобиле родился 21 января 1885 года в многодетной семье служащего в городе Лауро. После окончания школы он поступил в университет Неаполя, где изучал электротехнику и инженерное дело.
В 1908 году молодого специалиста приняли на работу в генеральную инспекцию железных дорог, где он занимался электрификацией оборудования.
В 1910 году Умберто впервые увидел полеты на самолете, и с этого началось его увлечение воздухоплаванием.
В 1911 году итальянское военное министерство объявило конкурс на поступление в воздухоплавательное училище. Нобиле оказался в числе тех, кто прошел отбор.
Во время Первой мировой войны он пытался поступить на военную службу, но ему отказали из-за плохого здоровья. Вместо этого он получил назначение на авиазавод в Риме, где строились воздухоплавательные аппараты для ВМФ Италии.
Участвуя в строительстве разных видов техники, Нобиле отдавал предпочтение дирижаблям.
Дирижабли могут все
В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле, Бенедетто Кроче и Челестино Узуэлли основали компанию по производству дирижаблей.
Нобиле пришел к выводу, что полужесткие дирижабли среднего размера превосходят по своим характеристикам жесткие и мягкие дирижабли.
Первой практической реализацией его идей стал дирижабль T-34, построенный в 1919 году и впоследствии проданный армии США.
Заслужив репутацию высококлассного специалиста, Нобиле несколько месяцев проработал в Соединенных Штатах, а затем, вернувшись в 1923 году в Италию, приступил к постройке нового дирижабля N-1.
Построенную технику Нобиле испытывал как командир корабля, поэтому был на сто процентов уверен в надежности своих дирижаблей.
В 1925 году в Осло Нобиле встретился со знаменитым норвежским путешественником Руалем Амундсеном, к тому времени покорившим оба полюса Земли. Норвежец в это время пытался достичь Северного полюса воздушным путем, однако попытка совершить такое путешествие на самолетах провалилась. Итальянец заявил Амундсену для его экспедиции больше подойдет дирижабль.
Триумф «Норвегии»
Амундсен сначала воспринял предложение скептически, но затем согласился изучить вопрос глубже. В итоге путешественник принял участие в специальных испытаниях N-1 и признал, что дирижабль действительно хорош.
Договор, заключенный перед экспедицией, предусматривал, что дирижабль N-1 переходит в распоряжение Общества воздухоплавания Норвегии, а Италия предоставляет техников, оборудование и экипаж.
Дирижабль переименовали в «Норвегию», Амундсен стал руководителем экспедиции, а Нобиле — командиром воздушного судна.
Стартовав со Шпицбергена 11 мая 1926 года, «Норвегия» достигла Северного полюса. После нахождения в течение двух с половиной часов над полюсом дирижабль продолжил полет в сторону Аляски, где и финишировал 14 мая.
В Италию Нобиле вернулся героем и был всячески обласкан режимом Бенито Муссолини. Конструктора произвели в генералы.
Итальянские газеты писали, что главная роль в успехе экспедиции «Норвегии» принадлежит Нобиле, что сильно задело самолюбивого Амундсена. Отношения между вчерашними соратниками сошли на нет.
Катастрофа «Италии»
Нобиле задумал новый полет на полюс, на сей раз под флагом Италии, и Муссолини его в это горячо поддерживал.
Для полета был подготовлен дирижабль N-4, получивший название «Италия».
23 мая 1928 года дирижабль с экипажем из 16 человек стартовал со Шпицбергена к Северному полюсу. К полуночи команда Нобиле достигла желанной цели. С дирижабля были сброшены крест и флаг Италии, после чего «Италия» повернула обратно.
В условия сильного ветра и обледенения путь назад оказался значительно длиннее. Утром 25 мая произошла катастрофа. После удара о лед дирижабль развалился на части. Шесть путешественников взмыли вверх на неуправляемом дирижабле и были унесены ветром на восток. Они так и остались навсегда пропавшими без вести.
Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла погиб при ударе, у ещё троих, включая Нобиле, были сломаны конечности. Во время падения на лёд выпали несколько контейнеров с едой и часть мешков со снаряжением. Кроме того, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, а также четырёхместная палатка.
Обустроив лагерь, девять членов экспедиции предпринимали попытки выжить и связаться с Большой землёй. Палатку экспедиции облили красной краской, чтобы она была лучше заметна на льду.
Эвакуация с любимой собакой
3 июня 1928 года сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи, принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии. Шмидт передал информацию в Общество друзей радио в Москве, а спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии.
Спасательная операция стала международной — в ней участвовали 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.
Спасать Нобиле отправился и Амундсен. 18 июня 1928 года он вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек.
Буквально через пару дней после исчезновения Амундсена летчики обнаружили ледовый лагерь Нобиле.
23 июня 1928 года шведский лётчик лейтенант Эйнар Лундборг на одномоторном биплане «Фоккер C.V» сумел совершить посадку на лед и вывез раненого Нобиле вместе с его любимой собакой Титино.
Предполагалось, что швед вскоре вывезет и всех остальных, но уже во время следующего рейса Лундборг потерпел аварию, и итальянские путешественники снова оказались отрезанными от «Большой земли».
Главный виновник
Еще в конце мая 1928 года трое членов экспедиции Нобиле самостоятельно отправились к Шпицбергену. 11 июля летчик Борис Чухновский обнаружил двух и трех членов этой группы. День спустя их подобрал советский ледокол «Красин». Третий путешественник, Финн Мальмгрен, по словам спасенных, погиб во льдах.
Спустя несколько часов «Красин» забрал со льда пятерых участников экспедиции Нобиле, остававшихся у «красной палатки».
Из 16 человек экипажа «Италии» двое погибли, шесть пропали без вести, восьмерым удалось вернуться на Родину.
Первоначально Нобиле встречали как победителя, но затем тон сменился. Муссолини был раздосадован, ибо он рассчитывал на безусловный успех, а не на то, что итальянцев придется спасать всем миром.
В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Будучи генералом ВВС, он был вынужден подать в отставку.
Негативное отношение к Нобиле распространилось далеко за пределы Италии. Норвежцы и вовсе считали его главным виновником гибели своего национального героя Руаля Амундсена.
Главным поводом для обвинений стало то, что, в нарушение неписанных законов, Нобиле, будучи командиром дирижабля и руководителем экспедиции, улетел на первом самолете, не забыв при этом прихватить собачку. Конструктора называли «трусом» и «предателем».
При этом не принималось в расчет, что Нобиле действительно был серьезно ранен и эвакуация любого другого члена экспедиции с подобными повреждениями вопросов бы не вызвала.
Вечный вопрос
В 1931 году, устав от травли, он покинул Италию. Конструктор принял предложение о работе в СССР. В течение последующих пяти лет Нобиле создавал летательные аппараты на предприятии «Дирижаблестрой» в подмосковном Долгопрудном.
Под его руководством были осуществлены постановка конструкторских работ, организация производства и строительство большого эллинга, а также выпущены дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим».
«Можно считать, что достигнутый прогресс был действительно примечательным. Советские инженеры очень гордились этим, а я гордился еще больше, видя успех, увенчавший два года работы при наличии большого количества возникавших трудностей», — вспоминал Нобиле в своей книге о работе в Советском Союзе.
Потом он перебрался в США, где преподавал аэронавтику. И лишь после Второй vировой войны, когда рухнул режим Муссолини, Умберто Нобиле смог вернуться на Родину.
С него сняли все обвинения, вернули генеральское звание. Конструктор занялся преподавательской деятельностью в университете Неаполя, где кого-то учился сам. А еще он писал книги, все время возвращаясь к тому, что пережил.
В 1966 году Умберто Нобиле стал Великим офицером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Кажется, его простили все. Но простил ли он себя сам?
Нобиле пережил всех участников главной драмы своей жизни. Он умер в 1978 году в возрасте 93 лет.