Почему месторождение угля в Забайкалье простаивает больше века?
Алтанское месторождение угля в Кыринском районе Забайкальского края известно с 1899 года. Но вот уже больше века приблизиться к добыче угля, даже к разведке, не получается. Сейчас есть инвестор, готовый вкладывать деньги в проект, продлён срок лицензии. Свой уголь поможет в развитии муниципалитета. Сейчас почти весь бюджет района уходит на привозное топливо. Плюс рабочие места, новые дороги, улучшение инфраструктуры. Но жители Алтана считают, что разработка месторождения приведёт не к благам, а к бедам.
С 2008 года лицензия на разработку месторождения принадлежит ООО «Мангут». Это компания, которая зарегистрирована в Кыре. В случае разработки месторождения она будет платить налоги в местный бюджет. Но чтобы работы начались, нужен инвестор. Глава района Любовь Сакияева начала его искать. На неё вышел генеральный директор ООО «Арбагарская топливно-энергетическая компания» Виктор Миненко, который заинтересовался проектом. Они договорились с «Мангутом» (директор Евгений Иванов) о работе. Но проект нужно было представить жителям. Год назад в Алтане прошли публичные слушания.
Версия жителей
На сходе жителей присутствовали и генеральный директор АТЭК Виктор Миненко, и руководитель «Мангута» Евгений Иванов, и глава района Любовь Сакияева. Убедить жителей не противостоять разработке они не смогли.
«Нас очень волновала экологическая составляющая. У нас же рядом природоохранная зона — Сохондинский заповедник. Как со стороны компании будут соблюдаться все эти нюансы? Они, конечно, убеждали, что всё будет в порядке. Тогда, год назад, неравнодушные люди сходили в Росприроднадзор в Чите и узнали, что у них недостаёт каких-то документов, которые позволили бы начать работы», - рассказывает жительница Алтана.
Тогда жители Алтана написали и на имя губернатора региона Александра Осипова.
В апреле пакет документов был готов. И 20 октября 2020 года «Мангут» заехал на объект.
«Мы даже не знали, когда они проехали. Вагончик появился среди поля. Буровая машина пришла. На следующий день глава села и члены инициативной группы (10 человек) поехали поинтересоваться, зачем заехали и что будут делать. Было двое рабочих, они сказали, что не знают, на кого они работают, кто у них директор и что за компания. Сказали, что в вагончике геолог, мол, идите и у него спрашивайте. Он нам показал заявление «Мангута» в Кыринскую администрацию о разрешении работ», - говорит одна из жительниц.
По её словам, это заявление не было подписано. Так как земли, на которых они начали работу, находятся в частном пользовании. Администрация района разведывательные работы разрешить там не может.
«У них должен быть договор аренды с частниками, которым и принадлежит эта земля. У них его не было. Мы это поняли и успокоились, решили, что они уедут. Но 8 ноября они привезли экскаватор и начали рыть траншеи. А эта земля принадлежит шести жителям района, они платят за неё налоги, у них есть документы. Но представители компаний нам сказали, что это государственный заказ, и как они работали, так и будут работать», - уточняет жительница Алтана.
Говорит, что это земли сельхозназначения, и на них люди пасут свой скот. У каждого пайщика примерно по 38 гектаров. Люди не хотят ни отдавать эти земли в аренду, ни продавать.
Они обратились в природоохранную прокуратуру, чтобы разобраться в ситуации.
Версия ООО «Мангут»
«Лицензию на разработку мы сделали ещё чуть ли не 13-15 лет назад. Эта земля была долевая. И чтобы мы смогли на ней работать, нужно было найти пайщиков и оформить на них эти земли. Нашли. Подписали договор. Договорились, что они нам эти земли продадут по 50 тысяч рублей. Они согласились. Но потом, когда мы хотели эти земли выкупить, то один сказал, что продаст их за 600 тысяч рублей. Второй вообще — за 2 миллиона», - рассказывает директор «Мангута» Евгений Иванов.
Уточняет, что тогда инвестор из Москвы отказался платить такие деньги, и проект заглох.
«Сейчас пришёл АТЭК. Они хотели у нас выкупить лицензию, но законодательство не позволяет. Решили работать вместе. Удалось продлить срок лицензии. Первоначально она была на разведку с попутной добычей, сейчас — просто разведка. Пробурили, сделали проходческую канаву. Мы предупредили, что надо будет оформлять землю. И тут выясняется, что доли у пайщиков находятся в другом месте. Может быть, кадастровый инженер что-то не так сделал», - объясняет Иванов.
По словам Иванова, сейчас им нужно заново оформлять эти земли. Вновь искать пайщиков и с ними договариваться. Но срок разведки — до января. И если «Мангут» не успеет, то его лишат лицензии.
«А жители продолжают на нас жаловаться, писать в прокуратуру и так далее. Обвиняют чуть ли не в подделке документов. Но мы не виноваты. Они оформили земли в другом месте за 22 километра до Алтана. Дольщики уверены, что это их земля. Получается, что в результате и не им, и не нам», - говорит директор «Мангута».
Сейчас компания приостановила все работы. Евгений Иванов говорит, если бы никто не мешал, до января бы точно провели разведку. Причём пока ещё до конца неизвестно хороший ли там уголь.
«Там нужно сделать проходческую канаву, чтобы взять небольшой процент угля и проверить его на сжигаемость — стоит или не стоит идти дальше. Если уголь плохой, проект закроют. Но мы даже до этого момента не можем дойти», - уточняет Евгений Иванов.
Объясняет, что все опасения жителей за экологию села преувеличены.
«Они считают, что там роза ветров, и вся пыль пойдёт на Алтан. Начало разреза рядом с Алтаном, а потом он идёт дальше. Какая там пыль? Там с водой невозможно справиться. Уголь будет мокрый. Мы обеими руками за разработку. Сейчас уголь очень дорогой, 8-10 тысяч за тонну. А тут будет по себестоимости. Алтану вообще чуть ли не бесплатно. Но жители всё равно против. Земли эти, которые они называют для покосов, стояли пустые. Никто там ничего не делал. Там, где мы начали работать, вообще была свалка. Пришлось вывозить», - уточняет Евгений Иванов.
Версия главы Кыринского района
Любовь Сакияева говорит, что, действительно, разрешение на работу АТЭК районная администрация не давала.
«Прокуратура к нам обратилась, мы сказали, чтобы они сами проверяли, потому что мы никаких бумаг не подписывали. Более того, мы сказали, что эти земли надо с дольщиками порешать, всё оформить. Они почему-то заехали», - говорит глава.
Тем не менее Сакияева считает, что Алтанское месторождения нужно разрабатывать.
«Зимой мы почти весь бюджет съедаем на покупку и доставку угля. Я спрашивала специалистов по поводу алтанского угля. Мне горный инженер сказал, что уголь очень качественный, хороший, малозольный, теплоотдача неплохая. Я проанализировала потребность Кыринского района в угле (у нас много жителей переходят на уголь) и Акшинского района. Она большая. Мы встречались с генеральным директором АТЭК, их компания работает с Министерством обороны. Довольно солидно и надёжно», - объясняет Любовь Сакияева.
Говорит, есть договорённость, что в случае начала работ, АТЭК возьмёт под опеку социальную сферу в селе Алтан: наймут на работу местных жителей, привезут своих рабочих, которые смогут покупать продукцию у алтанцев, откроют пекарню.
«Я сразу поставила вопрос о проблеме с дорогами. Сказали, что можно соглашение подписать о состоянии дорог, и тоже будут отслеживать и помогать», - добавляет глава.
Любовь Сакияева рассказывает, что сейчас вокруг сёл уничтожается зелёная зона. Дрова стали золотыми. По её словам, на близлежащих территориях лесосеки уже не выписывают. Их просто нет. Леса нет.
«Лесники как раз и говорят, что надо рассматривать другой вариант, который помог бы сохранить лес», - говорит она.
Те земли, о которых сейчас идёт спор, по словам главы, пустуют.
«Сам не ам и никому не дам. Понимаете, там пять пенсионеров бучу поднимают, у них дети устроены и живут в Чите. Здесь у них зона отдыха, а молодёжи работать негде. Всё загибается. Пустующие дома, нет производства. Почему не попробовать. Это было бы хорошее вливание в село. Мы почему сидим и кого-то ждём? Работать мы не хотим, пенсию получаем, пособие по безработице, да и ладно. Я коммунистка, за советскую власть. Но надо признать, что советская власть воспитала потребительское отношение — дайте. А вы сами, что сделали. И даже то, когда пытаются другие оживить, сопротивляются», - говорит Сакияева.
Уточняет, что сейчас у неё выжидательная позиция: «Пусть разбираются компетентные органы — прокуратура, природоохранная прокуратура, министерство природных ресурсов. Если есть нарушения у руководства АТЭК, пусть наказывают. Работы приостановили пока. Гендиректор звонил и сказал, что они пытаются получить все эти недостающие документы и вопросы решить».
Как дальше будет развиваться эта ситуация, предсказать сложно. Если «Мангут» не успеет к положенному сроку провести разведывательные работы, то лишится лицензии. Инвестор в виде Арбагайской топливно-энергетической компании соответственно уйдёт. Жители останутся со своими полями, покосами, дорогим углём, вырубленным лесом, без производства и без работы, с плохими дорогами. В той жизни, которая есть сейчас. Даже без попытки что-то улучшить.
При этом действия и «Мангута», и АТЭК тоже вызывают вопросы. Почему они заходят на объект и начинают работать без должных разрешений? Почему заранее не проверяют, кому принадлежат эти участки и готовы ли их владельцы сдавать землю в аренду? Ведь это ключевые моменты, которые нужно было решить прежде, чем рыть траншею. Это, конечно, не прибавляет доверия жителей Алтана к проекту.