Дуб, поэт и «Были-небыли»
№94 (5898) от 4 декабря 2020
С начала реализации проекта по созданию дома-музея тумского сказителя прошло всего два месяца. Результат потрясает!
Нет, для того, чтобы какая-то инициатива, движущая за собой развитие маленькой деревни или села, была реализована, не нужно никакого указания сверху. Нужен лишь один единственный человек – деятельный, творческий и… как это зачастую случается, оторванный от того самого места, которое он собирается продвигать. Почему оторванный? Потому что «изнутри» за чередой постоянных дел-забот-рутины иногда сложно рассмотреть то прекрасное, что можно показать туристу. А посмотришь «снаружи», и становится обидно, что есть прекрасное место с древнейшей историей, о котором никто не знает. И вот тогда-то сам прикипаешь к этому месту и начинаешь его «двигать». Иногда – вопреки, иногда – благодаря.
За державу обидно…
– Вы зачем за это взялись? – спрашиваю собеседника.
– Сам себе часто задаю этот вопрос… У творческих личностей есть такая черта – дурная голова ногам покоя не дает. До всего есть дело, за все переживаешь, хочется внести свой вклад в изменения этого мира.
Алексей Гушан, поэт и писатель, приехал из Подмосковья, из поселка Малаховка, в Туму в феврале этого года. Путешествовали по близлежащим областям с семьей да и влюбились в мещерскую природу. Купили дом, стали обживаться. Как человек активный, уже через месяц Алексей провел в местном храме Святой Троицы по благословению настоятеля отца Михаила свой первый литературный вечер. Успел до пандемии, как говорится.
А параллельно занялся изучением местной истории. Окунулся в нее, да и ахнул. Большим сюрпризом стал тот факт, что в поселке, которому 600 лет, мало знают о его богатом прошлом. Нет здесь и краеведческого музея.
– Я сам родился в провинции. Лодейное Поле – город на границе Ленинградской области и Карелии. Там и власти, и простые люди очень бережно относятся к своей истории, поддерживают начинания в развитии историко-культурного пространства. С Тумой оказалось все иначе. На протяжении многих десятилетий она теряла свой исторический облик, исчезло не только градообразующее предприятие, но и память о нем: в девяностые даже рельсы с узкоколейки были проданы на металлолом. Постепенно тумчане привыкли не верить в развитие, молодежь начала уезжать у большие города, власти на местах ждут указания сверху, заняв выжидательную позицию. А мне, как творческому человеку, очень сложно все это наблюдать. Вот так и возникла идея создать музей, да не просто музей быта, таких много в стране – и плохих, и хороших, а историко-литературный музей. И продвигать Туму в надежде, что потянутся сюда туристы, а со временем и краеведческий музей в поселке появится.
Под соусом легенд и сказаний
Вот стоишь ты на пересечении дорог – рязанской, московской, муромской, владимирской да нижегородской, а тебя словно и нет. Проезжают все мимо, не замечают тебя. Сейчас проходят через Туму два интересных туристических маршрута – «Золотое кольцо России» и «Изумрудное кольцо Мещеры». Но и они поселку никак в развитии не помогают. Разве что в храм туристы заходят.
– Обидно мне, что все едут мимо, с историей поселка никак не знакомятся. Вот и решил я взять какой-то исторический факт и под соусом легенд и сказаний художественно преподать в легкой интерактивной форме. Так и появился дом-музей тумского сказителя «Были-небыли». Вернее, появляется.
Выделил Алексей под него часть дома и часть своего участка и взялся за работу.
– Этот дом построен по типу «северных». Еще при Иване Грозном сюда переселялись новгородцы. Именно они строили такие дома – и жилые помещения, и хозяйственные здесь находятся под одной крышей. Вот в пристройке да на участке я и начал оформлять основные зоны музея.
В закрытом помещении можно будет познакомиться с крестьянским бытом середины 19-го – начала 20-го веков. В русской горнице уже стоит русская печь, будут здесь расположены и предметы быта. Здесь же на стене висит оригинальная инсталляция «Кружево тумского края» – отреставрированный деревянный наличник, заполненный фотографиями подобных ему, но еще «живых» экспонатов.
– Вместе с фотографом Михаилом Корневым мы объездили все окрестные деревни. Хотели запечатлеть наличники, еще сохранившиеся на домах. Тума всегда славилась мастеровитыми людьми: резчиками, плотниками, столярами, печниками, кузнецами, колодезниками. О них и пойдет речь в этой части музея.
И ввысь, и вширь
А вот под открытым небом будущих туристов ждут сразу три интерактивные зоны. Главная из которых, конечно же, посвящена дубу.
На участке Алексея растет такое столетнее дерево. И историк-литератор искренне удивляется, почему дуб до сих пор не является символом Тумы.
– Много есть предположений, откуда пошло название нашего поселка. Самое реальное, к которому я склоняюсь, связано с приходом в эти земли северян. Когда они спросили местные финно-угорские племена про величественное дерево, растущее в этих краях, те ответили, что это «тум». Для наших предков дуб был символом жизни, соединяющим собою небо, землю и подземный мир. А еще о дубе говорили, что до 150 лет он растет в высоту, а после 150 – в ширину. Вот и поговорим с экскурсантами о значении этого слова. Заодно и про Соловья-разбойника вспомним, который сидел здесь поблизости – на муромской дорожке на девяти дубах.
Именно разбойничьей теме будет посвящена еще одна из зон под открытым небом. Быль то или небыль, но когда-то именно тумские леса считались самыми опасными для путников. Везли они товар в Москву, а обратно возвращались с выручкой. «Проедешь от Тумы до Окатова – доедешь до Саратова…». То есть – преодолеешь путь через Туму, а дальше уже и бояться нечего. Эта пословица встречается в произведении Бориса Можаева «По дороге в Мещеру». «Тумак, он тумак и есть. Сказано – глухая сторона. Лешаки да разбойники», – писал автор о тумских местах.
Кстати, цитаты известных авторов – обязательный атрибут историко-литературного музея. Они будут присутствовать во всех зонах, в том числе и в той, где на свежем воздухе туристы смогут расслабиться за чашкой чая с мещерскими травами, ягодами, вареньем и выпечкой. И, конечно, смогут продегустировать местный мед.
Апрельские ожидания
Спрашиваю Алексея, когда же он планирует запустить проект. Отвечает, что в апреле 2021-го. Но делает оговорку.
– Конечно, когда я брался за это дело, надеялся на поддержку местных властей и местных жителей. Я же сейчас сам и ландшафтным дизайном занимаюсь, и реставрацией, и разработкой сайта. Колочу, пилю, со СМИ общаюсь. Но в апреле планирую начать проводить первые экскурсии. Даже если что-то не успею доделать, буду по мере поступления проблем их решать.
В начале двухтысячных Алексей работал экскурсоводом, был руководителем турфирмы. Так что не просто представление, а опыт работы в данной сфере имеет. Подружился с касимовскими предпринимателями, которые сейчас активно развиваются. Заручился поддержкой туроператоров из Подмосковья, Рязанской и Нижегородской областей. Они приезжали специально организованным министерством туризма и культуры Рязанской области туром в Касимов, но побывали и в Туме, где посетили храм и пообщались о будущем проекте с Алексеем.
Из уже сбывшихся чаяний – участие в проекте «Добровольцев культуры» «Твоя мечта».
– Дом-музей тумского сказителя «Были-небыли» вошел в двадцатку победителей. Уверен, мой проект удачно впишется в инициативу развития рязанско-муромского направления туризма, которую продвигает Захар Прилепин. Как минимум надеюсь на информационную поддержку на областном и федеральном уровне.
Перед открытием музея Алексей планирует его официально зарегистрировать и тогда сможет принимать участие в грантовых программах. Пока же, подчеркивает, все надежды на себя.
– Я дал слово – пути назад нет.