Таганрожцы делают свой город лучше
70-летний таганрожец Александр Борисович Азьмукин в последнюю субботу ноября разбил очередной цветник на обрыве над Центральным и «собачьим» пляжами. Посадил ряд хризантем. Благо, погода этому способствовала: был удивительно солнечный, безветренный и очень теплый день.
«Пятачок» в самом конце Спускного переулка – место открытое, общедоступное, откуда открывается прекрасный вид на море. Правда, красота окружающего мира некоторых, судя по всему, оставляет равнодушными: они ведут себя по-свински. Одни оставляют здесь пустые бутылки с пластиковыми стаканчиками, другие выбрасывают с обрыва строительный мусор, а третьи – даже бытовые отходы (вместо того, чтобы пройти совсем немного до мусорного контейнера). Особая статья – мальчишки.
В прошлый раз Александр Борисович по-над обрывом уложил в ряд отслужившие своё автомобильные покрышки, превратив их в клумбы. Все они вскорости покатились вниз: юным испытателям было интересно наблюдать за их полетом. Наученный горьким опытом Азьмукин на этот раз не стал заморачиваться с покрышками. Хотя в том, что хризантемы выживут, уверенности всё равно нет. Но такой уж он человек неравнодушный. В этом, как и во многом другом, пошел в отца.
Борис Михайлович Азьмукин на войну ушел добровольцем, прошел ее от Сталинграда до Вены, был минометчиком. В мирной жизни стал мастером 2-го мартеновского цеха Таганрогского металлургического завода. Неравнодушие и жажда творчества привели его в редакцию нашей газеты — общественным корреспондентом «Таганрогской правды».
Александр Борисович родился и вырос возле металлургического завода. Но, повзрослев и женившись, поменял место жительства. Он поселился в последнем доме по Спускному переулку, дальше – только небо и море. Профессию себе выбрал такую, чтобы она была связана и с металлом, как у отца, и с небом, и с морем: работал термистом на ТАНТК им. Г.М. Бериева. И журналистом в широком смысле слова он тоже стал, как и отец. Правда, не газетчиком, а киношником. Когда Альберт Коршунов снимал документально-игровой фильм «У Лукоморья» о низовьях Дона и о бесчинствующих там браконьерах, Александр Азьмукин был у него ассистентом режиссера и вторым оператором. Фильм не являлся бюджетным, так что его создатели денег за свою работу не получали (совсем даже наоборот — платили свои кровные актерам-любителям; настоящих браконьеров снимать на камеру не рисковали). Их работу оценили не только в Таганроге и Ростове, но и в Москве. Это происходило в советские времена, но и в нынешние, давно будучи на пенсии, Александр Борисович остается всё таким же несгибаемым борцом за улучшение мира. А к тому, что эта борьба нелегка, относится по-философски.
- Мои предки – из Восточной Украины, с Донбасса. Первоначально наша фамилия была Азмука: «Аз мука», то есть «я мученик», — объясняет он. – Потом фамилию неоднократно коверкали, так что мы теперь Азьмукины.
Пытающийся облагородить участок за своим двором Александр Азьмукин – мученик добровольный. Но благодаря таким, как он, у нас остается надежда на то, что завтра будет лучше, чем вчера. И хочется согласиться и с Азьмукиным, и с Достоевским: красота спасет мир.
Владимир Прозоровский, фото автора