Стрельба в школе Нальчика, запрет никабов в Чечне и клад дагестанского чиновника. Итоги недели в новом выпуске подкаста Кавказ.Реалии
Слушать:
Apple Podcasts
Google Podcasts
Spotify
Яндекс.Музыка
Castbox
Pocket Casts
SoundCloud
Overcast
YouTube
ВКонтакте
We.fo ("умная ссылка")
Кавказ.Реалии
Конфликты в школах Беслана и Нальчика
Сразу две новости этой недели связаны с драками в школах. Одна из них произошла в Беслане. Там директор избил ученика за электронную сигарету. Сейчас делом об избиении ребенка занимается прокуратура. Что именно грозит директору, пока неясно.
Другая драка произошла в Кабардино-Балкарии. В престижном лицее Нальчика учитель истории Заурбек Мальбахов во время конфликта с дядей своего ученика открыл стрельбу из травматического пистолета, а затем кинулся на него с ножом. В итоге учитель оказался в больнице, а дядя его ученика – в СИЗО.
По версии родителей, неделю назад Мальбахов не мог перед уроком найти классный журнал и начал кричать на учеников. Одного из них толкнул и повалил на парты. Это подтверждают одноклассники подростка.
Через неделю, на уроке истории, девятиклассник, если верить его матери, сел за последнюю парту, чтобы избежать нападок со стороны учителя. Но это не помогло, учитель снова стал оскорблять ученика. Тогда, дождавшись перемены, школьник позвонил своему дяде. Тот приехал в школу – а вот дальше версии расходятся.
Дядя мальчика Артур Гацалов и его друг Тамерлан Темукаев утверждают: они приехали в школу, чтобы просто поговорить с учителем. Но вместо разговора завязалась потасовка, дядя ученика отправился говорить с директором. Спустя какое-то время в кабинет ворвался учитель Мальбахов и открыл стрельбу, а когда патроны закончились, достал нож. Пытаясь его обезоружить, и Гацалов, и его друг Темукаев получили ранения.
Против дяди школьника и его приятеля заведено уголовное дело по статье о в хулиганстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору.
Историк Мальбахов в комментарии для телеграм-канала "База" после драки назвал своего ученика "сложным мальчиком" и упомянул, что его отец "погиб в известных событиях в 2005 году", имея в виду нападение боевиков на Нальчик. Следующая новость как раз об этом.
Рассмотрение дела о нападении на Нальчик в ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобы 20 осужденных по делу о нападении на столицу Кабардино-Балкарии. Осуждённые еще на стадии следствия заявляли о пытках. Это подтверждали медицинские заключения и фотографии. Но в России жалобы не рассматривали.
Нападение на город Нальчик произошло 13 октября 2005 года. В нем участвовали 250 боевиков. Их целями были объекты силовых структур – здания МВД, ФСБ и ОМОНа. Руководил операцией полевой командир Анзор Астемиров, лидер так называемого Кабардино-Балкарского джамаата. Вдохновителем теракта был Шамиль Басаев, организатор терактов в Москве и Беслане.
Бои за Нальчик продолжались сутки. Басаев потом объяснил поражение боевиков утечкой информации о подготовке нападения. Жертвами теракта стали 35 сотрудников силовых структур и 15 гражданских лиц. Еще 129 силовиков и 66 мирных жителей были ранены. Были убиты 95 боевиков. Это официальные данные российских властей.
Перед судом за нападение предстали 59 человек. Многие их них получили пожизненные сроки заключения, хотя большинство осужденных вину не признает.
Правозащитники неоднократно указывали на несостоятельность аргументов обвинения в отношении части осужденных. По данным “Мемориала”, за решеткой оказались как те, чья вина была доказана, так и те, кто уклонился от участия в нападении или вовсе не имел к нему отношения.
Впоследствии 20 осужденных обратились в Европейский суд по правам человека. И вот на этой неделе суд принял их жалобу к рассмотрению.
Как долго придется ждать решения ЕСПЧ, пока неизвестно. Согласно действующему в России законодательству, Москва имеет право не выполнять решения Европейского суда.
Запрет никабов в Чечне
Муфтий Чечни Салах Межиев раскритиковал местных мусульманок за ношение никаба. Для тех, кто не знает: никаб – это такой вид головного платка, который закрывает все лицо за исключением глаз.
Вместе с муфтием девушек отчитывал начальник полиции Грозного. Он заявил, что не позволит никому разгуливать в никабе. Какой закон нарушает ношение головного убора, полицейский начальник не уточнил. Он предложил всем несогласным уехать из Чечни в арабские страны.
Запрет никаба – неожиданное решение для чеченских властей, которые называют себя защитниками ислама и требуют, чтобы женщины не выставляли свое тело напоказ.
Три года назад тот же муфтий Межиев активно выступал за право носить хиджаб в российский школах и университетах. Глава Чечни Рамзан Кадыров в итоге даже подписал соответствующий закон. Что же не так с никабом?
По мнению экспертов, новый запрет не согласуется ни с мусульманским правом, ни с конституционными свободами россиян.
Говоря об одеянии мусульманок, нужно руководствоваться учением канонических средневековых имамов, а не традициями народов. Об этом в комментарии корреспонденту сайта Кавказ.Реалии заявил президент Ассоциации объединенных мусульман в Ницце Рамзан Магомадов:
"Нет разницы, ислам чеченский или ислам арабский. Все мусульмане должны одинаково придерживаться норм ислама. Трактовать вот так, мол, мы чеченцы и будем носить одежду по чеченской традиции, русские – по-русски, французы – по-французски, дагестанцы – по-дагестански, – нет. Так нельзя. Если человек мусульманин, он должен придерживаться норм ислама".
В Чечне власть вмешивается во многие сферы жизни: начиная от одежды и заканчивая кодексом поведения. Поэтому заявление о запрете никабов в республике никого не удивило. Подробнее об этом рассказывает директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская:
"В Чечне очень четко указано, как можно молиться, как нельзя, какие бороды надо носить, как людям себя вести, какую одежду носить женщинам, какую длину юбки, рукавов, введен дресс-код в государственных учреждениях, какие-то кодексы поведения, которые абсолютно никак не согласуются с российским законодательством и вообще правом человека на частную жизнь, свободу выбора. Поэтому удивляться этому [запрету], к сожалению, не приходится".
Коронавирусный концерт в Чечне
Правительство Чечни, несмотря на вторую волну коронавируса, решило провести в республике новогодние празднования.
"В специализированном концертном зале" – это цитата из тендера на сайте госзакупок – организуют концерт на 500 человек.
В последние недели в Чечне каждый день регистрируют около ста заболевших коронавирусом – и это только официальные данные. Опасаясь больших штрафов за нарушение карантина, жители Чечни зачастую не обращаются за медицинской помощью. Поэтому сколько заразившихся в Чечне на самом деле – неизвестно.
По данным издания "Медиазона", статистику по умершим от коронавируса власти Чечни занижали в десятки раз. Если верить расследованию журналистов, еще летом в республике перестали передавать в Москву данные о летальных случаях.
О ситуации можно судить только по общей статистике смертей в Чечне. За последние шесть месяцев она выросла вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Ситуация с коронавирусом ухудшается не только в Чечне, но и других северокавказских республиках. В Дагестане, который сильнее других пострадал во время первой волны коронавируса, заболел и временно исполняющий обязанности главы республики Сергей Меликов. О диагнозе стало известно на прошлой неделе, теперь Меликова перевели в больницу.
Экс-министр Дагестана зарыл 50 млн рублей на кладбище Краснодара
К бывшему заместителю главы правительства Дагестана Максиму Щепакину пришли люди в масках. У него дома в Краснодаре они обнаружили 20 миллионов рублей, а еще 50 миллионов чиновник закопал на кладбище.
Щепакин раньше работал министром инвестиций и внешнеэкономических связей Дагестана – опыт закапывать деньги в землю у него уже был.
Если серьезно, Щепакина обвиняют в посредничестве при передаче взятки. Будучи заместителем гендиректора компании "Россети Кубань", Щепакин узнал о доследственной проверке в отношении подчиненного и предложил ему за 10 миллионов рублей избежать преследования.
Во время обысков в кабинете Щепакина, помимо 20 миллионов рублей, обнаружили еще 100 тысяч долларов и 10 дорогих часов. Но главный клад оперативники нашли именно на кладбище. Теперь бывшему дагестанскому министру грозит до семи лет лишения свободы.
Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии!
Apple Podcasts
Google Podcasts
Spotify
Яндекс.Музыка
Castbox
Pocket Casts
SoundCloud
Overcast
YouTube
ВКонтакте
We.fo ("умная ссылка")
Кавказ.Реалии