От «дела Скрипалей» к «делу Хангошвили». Политический спектакль, часть вторая.
23 августа 2019 года в берлинском парке Малый Тиргартен был застрелен один из последних активных главарей чеченских боевиков Зелимхан Хангошвили, нашедший убежище вместе семьёй в Германии в 2015 году.
Хангошвили в Германии
Согласно квадратно-гнездовой логике берлинской полиции, в ликвидации чеченского боевика могли быть заинтересованы исключительно российские спецслужбы.
Полиция на месте убийства Хангошвили. Неподалёку от здания Рейсхтага
Отрабатывая «российский след», берлинская полиция задержала 49-летнего велосипедиста-любителя Вадима Соколова по подозрению в убийстве. Брат и вдова убиенного, не видя Соколова в глаза, в один голос утверждают, что именно он является сотрудником российских спецслужб и причастен к убийству их дорогого Зелимхана.
Подозреваемый в убийстве Хангошвили “Вадим Соколов”
Единственное, что сумело накопать против Соколова германское следствие – это фальшивый паспорт. Никаких других веских улик против велосипедиста обнаружено не было, однако Соколов вот уже год как находится под стражей в тюрьме Моабит, печально известной ещё со времён нацистского режима.
Германская прокуратура тем не менее уверена, что Соколов, проходящий в следственных документах как «Вадим Николаевич К.», приехал из Парижа в Берлин специально для того, чтобы ликвидировать скрывающегося в Германии от российского правосудия убийцу и террориста.
Два месяца назад в Земельном суде Берлина начались слушания по делу об убийстве Хангошвили, причём полицией был установлен прямо-таки параноидальный режим допуска посетителей в зал суда.
земельный суд Берлина
Особое внимание прессы приковано к вдове бывшего главаря боевиков Манане Цатиевой, скрывающейся под защитой германских правоохранительных органов где-то на просторах федеральной земли Бранденбург, вызванной для дачи показаний в берлинский суд.
вдова Хангошвили Манана
Германская пресса подаёт слова вдовы Хангошвили с явным сочувствием не только к ней, но и к её муженьку-террористу.
В целом, всхлипы Цатиевой можно описать словами Глеба Жеглова, сказанные Шарапову: «Чудак, какая жена своему мужу алиби не сделает? Да она тебе поведает, о чём говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе».
И Манана не подкачала! Зелимхан Хангошвили, на её нескромный взгляд, был жертвой двух чеченских войн и злодей только наполовину. «Он герой и патриот, ушёл на войну в 2001 году, и я думала, что больше его не увижу», – демонстрирует гордость супругом на суде Цатиева.
Здесь следует дать небольшую справку.
Зелимхан Хангошвили, хоть и не так «знаменит», как Басаев, Хаттаб или другие заметные отморозки из числа главарей чеченских боевиков, однако его биография вместе с «подвигами» хорошо изучены российскими спецслужбами и правоохранительными органами.
Хангошвили, чеченец-кистинец, родом из Панкисского ущелья в Грузии. Принимал активное участие во второй чеченской войне, воевал сначала под командованием Аслана Масхадова, затем перешёл в банду Шамиля Басаева, встав во главе группы из 50 боевиков. В 2002 году перешёл в «Имарат Кавказ» и был объявлен российскими правоохранителями в федеральный розыск.
Масхадов и Хангошвили
После победы в Грузии «революции роз» Хангошвили нашёл убежище в Грузии, где скрывался под именем Торике Кавтаришвили. Во время войны 08.08.08 сколотил отряд в 200 рыл, чтобы воевать против России, но не успел – боевые действия быстро закончились.
Кипучая бандитская натура не давала «Кавтаришвили» жить спокойно. В 2012 году он участвовал в спецоперации грузинской армии против чеченских боевиков, вырвавшихся из Дагестана и нашедших укрытие в грузинском ущелье Лопота. В связи с чем, даже у бывших его соратников возникло подозрение, что Зелимхан связан с грузинскими спецлужбами.
В 2015 году на Хангошвили было совершено покушение, в следствие чего, он поспешно переехал с семьёй в Германию, где добился убежища через суд.
Что касается ситуации в Панкисском ущелье, то лет пять назад оттуда в Сирию уехали воевать за «бармалеев» около 300 местных мужчин, большинство из которых уже никогда не вернутся в родной буерак.
Судья задал несколько неприятных вопросов Цатиевой, основываясь на прошлогоднем комментарии Владимира Путина от 10 декабря, в котором президент России назвал Хангошвили одним из организаторов теракта в московском метро и обвинил бандита в убийстве 98 человек во время налёта на Назрань летом 2004 года.
Вдова в ответ промямлила, что её бывший благоверный был не такой уж мразью, что под его началом воевало всего-то 20 боевиков, а в Назрани погибло «в два раза меньше людей». Это ей муж рассказывал.
скорбь немецких “ичкерийцев”
На суде Цатиева проговорилась, что Хангошвили имел тесные связи с Саакашвили и даже получил от галстукоеда статус «эмира Панкиси», то есть, «смотрящего» за Панкисским ущельем, на что немецкий судья обратил особое внимание, приобщив эти показания к делу для дальнейших расследований.
Слова Мананы о связях Саакашвили с чеченским террористом подтвердила вызванная в суд свидетелем «соломенная вдова» Мишани Сандра Рулофс, поведавшая, что Хангошвили из Грузии перебрался под крылышко Сааки, когда тот был назначен губернатором Одесской области.
Интересна реакция проживающих в Германии еврочеченцев на судебные слушанья. Симпатии и антипатии к Хангошвили разделились на условных «кадыровцев» и «ичкерийцев». Последние являются родственниками сбежавших в Европу чеченских боевиков и при опросе высказывают опасения, что их тоже может достать «длинная рука Москвы».
В целом возня, поднятая в Германии вокруг убийства Хангошвили, отдаёт дешёвой театральщиной, чем-то напоминающей британский спектакль с отравлением Скрипалей.
«Подвиги» Хангошвили в Назрани и в ущелье Лопота, а также покушение на него в Грузии, заставившее его переселиться с семьёй в Германию, явно говорят о том, что «герой и патриот» нажил себе немало кровников.
Если принять это предположение в качестве рабочей гипотезы, то становится понятной выделенная Цатиевой с детьми властями Германии федеральная защита и тайное места жительства.
Жиночка слишком ничтожна, чтобы спецслужбы заинтересовались ею всерьёз. А вот для кровников, имеющих личные счёты с Хангошвили, вырезать всю его семью – варварское «дело чести».
Отдельных слов заслуживает личность «Вадима Николаевича Соколова», которого также называют «Вадимом Николаевичем Красиковым», назначенного германской прокуратурой ответственным за убийство Хангашвили «сотрудником российских спецслужб».
По сообщениям прессы, Красиков-Соколов показаний против себя не даёт, а российские МИД и ФСБ отрицают его принадлежность к спецслужбам. Выясняется также, что «Соколов» в 2014 году был объявлен в розыск по линии Интерпола российским следствием.
И совсем уже непонятно, зачем спецслужбам понадобилось стрелять в беглого террориста в центре Берлина, поставив на уши полицию и «засветив» агента вместо того, чтобы тихо обставить его ликвидацию как криминально-бытовой или несчастный случай. Если, конечно, рассматривать гипотетическую версию о следе спецслужб в этом резонансном деле.
Так что берлинскую полицию можно поздравить с поимкой явного афериста при поддельном паспорте, но вот с поиском настоящих убийц Хангошвили им ещё придётся всерьёз повозиться…
Берлин, Александр Ростовцев.