Норкин сравнил позицию РФ по потолку цен на нефть с анекдотом про эстонцев
Телеведущий Андрей Норкин высказался о позиции РФ по потолку цен на российскую нефть и рассказал анекдот про эстонцев, подходящий, по его мнению, логике Москвы.
Предельные цены на нефть из России вступают в силу 5 декабря. Норкин напомнил, что ЕС предлагает установить потолок в 60 долларов за баррель, отдельные страны Европы (Греция) – в 70 долларов. При этом РФ продает свою нефть азиатским партнерам по 52 доллара за баррель, что уже ниже предлагаемого потолка. Ведущий задался вопросом, зачем в таких условиях Москва отказывается от нефтяных поставок в страны, которые установят предельную стоимость выше нынешней цены.
«Мы что, хотим вызвать всплеск цены до этих 380 долларов, которые нам сулит JPMorgan?» - заявил Норкин.
Эксперт по энергетике Вячеслав Мищенко объяснил, что, реализуя нефть со скидкой, Россия работает по привычной модели с биржевым ценообразованием, контрактами и понятной формулой стоимости. Потолок цен же совершенно непрозрачен, нерыночен и опасен для всех экспортеров. По мнению эксперта, сегодня РФ предоставляет покупателям своей нефти скидку, в результате чего цена снижается до 52 долларов за баррель, но на следующие партии скидки может не быть. Логика России в том, что предельных цен на рынке нефти и других ресурсов не должно быть по определению, подчеркнул он.
«Вы очень хорошо объясняете, но я спрашиваю не об этом. Это как в анекдоте про эстонскую колыбельную. Мама укладывает сына и поет ему колыбельную, час, два, три, а потом он говорит: "Мама, ты так хорошо поешь, но, может, ты уже остановишься? Я очень хочу спать". Мы говорим: "Это неприемлемо", - и я это понимаю, потому что с какого-то перепуга люди хотят все регулировать совершенно нерыночными инструментами. Но получается, что мы сейчас говорим, что никогда не согласимся на более высокую цену, чем продаем сейчас», - отреагировал Норкин.
Эксперты рынка энергетики считают, что в ближайшие месяцы потолок цен не ударит по доходам РФ от экспорта нефти. Однако в 2023 году США намерены совершенствовать механизмы давления на российскую торговлю. В частности, они намерены выяснить, по каким схемам продается нефть российского происхождения на мировом рынке, и бить по их наиболее чувствительным элементам.