Электронное голосование увеличило явку на выборах в российских регионах на 3-4%
Конференция РАПН по теме «Политические вызовы и политический диалог в условиях глобальной турбулентности» открылась в пятницу в Москве. В работе площадок принимают участие политологи из России и 27 стран мира, говорится в сообщении на сайте НОМ.
Глобальная турбулентность – это уже не фигура речи и не потенциальная возможность, а реальность сегодняшнего дня, отметила президент РАПН, член Общественной палаты РФ Оксана Гаман-Голутвина. По ее словам, на наше время выпали серьезные вызовы, и чтобы найти достойные ответы на них, нам крайне необходимо гражданское мужество и профессионализм, в том числе и со стороны экспертного сообщества.
Одной из тем конференции стал вопрос цифровизации в политике. О взаимосвязи дистанционного электронного голосования (ДЭГ) и политического участия и доверия к выборам со стороны россиян рассказала Акопова, добавив, что государства для своей устойчивости придумывают разные инструменты для того, чтобы общество больше вовлекалось в политические процессы и наблюдение. Государства, которые стремятся к устойчивости политической систем, пытаются преодолеть инертность избирателей, вовлечь в избирательные процессы различные группы населения, используя новый инструментарий, облегчающий наиболее оптимальные условия голосования и контроль над его процедурой, подчеркнула она.
По словам эксперта, исследования показали, что дистанционное электронное голосование в России способствует расширению возможностей участия различных групп населения в избирательном процессе. По данным Минцифры, которые озвучила эксперт, в 2022 году зафиксировано увеличение явки в регионах, где применяется ДЭГ, на 3–4%.
ВЦИОМ выяснил, что с увеличением опыта применения ДЭГ появляется все больше респондентов, которые по достоинству оценивают вклад ДЭГ в обеспечение законного избирательного процесса, защищенность и практичность системы, ее современность, и результативность (увеличение явки), указала Акопова.
Одним из итогов исследования влияния ДЭГ на политическую активность избирателей стал тот факт, что в ходе использования системы формируется новый портрет избирателя, который отличается от портрета избирателя традиционного голосования: более мобилен, не связан «местом» (территорией голосования), проявляет интерес к использованию новых технологий в избирательном процессе и готовность участвовать в нем при их применении.
Перспективы использования системы на территории всей России, отметила Акопова, будут зависеть от решения Центризбиркома и готовности самих регионов к внедрению технологии электронного голосования: информационной безопасность системы, чтобы исключить любое вмешательство в процесс голосования и подведения итогов, искажение процесса и результата волеизъявления граждан, свободы волеизъявления и тайны голосования, надежной идентификации, доступа к интернету и электронным устройствам, включая отдаленные и малонаселенные регионы.