«Не бойся менять и меняться». Этот тезис на собственном примере доказал дзержинец Артем Кузнецов, который оставил карьеру успешного бизнесмена, чтобы стать детским футбольным тренером
Сегодня он востребованный современный детский тренер по футболу СШОР «Салют» – Артем Михайлович Кузнецов, любимый детьми и уважаемый родителями. Тренироваться к нему ездят даже из Гороховца.
А в прошлом Артем Кузнецов – весьма успешный бизнесмен, известный далеко за пределами Дзержинска.
«Если бы мне еще лет семь назад кто-то сказал, что я стану детским тренером, я бы только посмеялся», – признается наш собеседник. А сейчас он уверен: воспитание и обучение детей – это то, к чему он шел всю жизнь.
Кстати, Артем Михайлович – тренер по футболу, который никогда не играл за профессиональные команды. И считает это самым главным своим преимуществом.
На третий день заплакал
Первый раз Артем Кузнецов круто поменял свою жизнь в 17 лет, когда приехал в Дзержинск из Ташкента, где родился и вырос. В советское время его родители попали в Узбекистан по распределению, а в девяностые семья решила вернуться в Россию.
«В большом городе мы обосноваться не могли: дорого. Решили переезжать в небольшой город рядом с каким-то мегаполисом и ездить туда на работу. Остановили выбор на Дзержинске. Я до сих пор считаю себя парнем из Узбекистана, хотя большую часть жизни прожил здесь», – говорит наш собеседник.
Сначала в Дзержинск приехал именно Артем, родители еще пять лет оставались в Ташкенте по семейным обстоятельствам.
«На третий день я заплакал, – вспоминает Артем Кузнецов. – Ни родных, ни друзей, ни общения». Но раскисать было некогда: надо было выживать на новом месте.
Парень поступил в ДХМТ на новое в то время коммерческое отделение. Выбор будущей профессии во многом был случайным. «Я понимал, что ручной труд не для меня, я человек творческий, а все, что связано с коммерцией, было в девяностые очень модно, – объясняет наш собеседник. – По специальности я техник-коммерсант. Чем он должен заниматься, никто толком не знал».
В продажах добрался до верхов
Впрочем, предпринимательская жилка у парня явно присутствовала, так что дела у него довольно скоро пошли в гору. Сначала он успешно торговал цветами, потом ему попалась на глаза только что открывшаяся в городе газета «Дзержинские новости» – первый конкурент «Дзержинца».
«Там было объявление: «Требуются рекламные агенты». Тогда слово «агент» ассоциировалось у меня исключительно со спецслужбами, – с улыбкой вспоминает Артем Кузнецов. – В общем, мне стало интересно, я решил попробовать себя в этом деле, благо продавать я умел».
Очень быстро он стал самым узнаваемым рекламным агентом Дзержинска, реклама в газету лилась рекой, ее некуда было ставить. И уже через полгода парень, которому на тот момент было чуть за двадцать, стал коммерческим директором издания. Вскоре талантливого сотрудника переманили на ТК «Дзержинск» на должность исполнительного директора.
Ну а потом он пустился в самостоятельное плавание, решив заняться собственными рекламными проектами. Вокруг него собралась талантливая команда. В результате появилась творческая производственная организация.
Снимали имиджевые ролики о Нижегородской области, в том числе для губернатора Валерия Шанцева, рекламные блоки для предприятий, организаций, в частности все первые ролики для «НСС» (когда-то крупного оператора сотовой связи), «Мегафона», «Тефаль», холдинга «Интеко» Виктора Батурина – брата супруги мэра Москвы Юрия Лужкова. По заказу Батурина были также сняты несколько фильмов для студентов сельскохозяйственных академий.
«Это были крутые штуки, – не скрывает гордости за свою работу Артем Кузнецов. – В продажах я добрался до верхов».
А еще у него было несколько бизнесов, в том числе весьма успешных, он вообще всегда занимался несколькими делами параллельно: в каких-то компаниях был руководителем, в каких-то высокооплачиваемым наемным работником, в каких-то проектах брал на себя роль инвестора. Иными словами, всегда был в поиске.
«Я практически нигде не задерживался больше чем на два года. Становилось скучно, и я менял сферу деятельности, какие бы мне деньги ни платили, – рассказывает мой собеседник. – Когда, заходя в чей-то кабинет, я почти на сто процентов знал, чем закончатся переговоры, я понимал, что достиг пика и пора уходить. Для меня критически важно, чтобы работать было интересно, а деньги – вещь второстепенная. Поэтому моя жизнь в какой-то степени была похожа на американские горки: то куча денег, то просил у мамы: «Дай на бензин».
Друзья и знакомые к этому привыкли, никто не удивлялся его поискам себя, все знали: Артем с его неистощимой энергией обязательно придумает какой-то новый успешный проект. Но те кардинальные изменения, которые случились в его жизни шесть лет назад, изумили многих.
Одна, но пламенная страсть
И все-таки было занятие, которое Артему Кузнецову не надоедало никогда. Это игра в футбол. Как многие мальчишки в СССР, он с малых лет играл во дворе, пробовал свои силы в двух ташкентских академиях футбола, куда талантливого мальчугана зачисляли без лишних слов. Но долго Артем там не выдерживал.
«Мне было неинтересно. Я хотел играть, а меня заставляли бежать кросс. Мне нужен был двор, я уверен, что он учит футболу не хуже, а может быть, и лучше, чем академия», – полагает мой собеседник.
Лет до 25 парень не расставался с мечтой о футбольной карьере, беда в том, что без академии сложно стать профессиональным футболистом.
В общем, футбол остался для Артема Кузнецова всепоглощающим увлечением, которому он отдавал все свободное время. Он вспоминает: «Когда была возможность поиграть, не упускал ее. Бывало, с утра ехал на турнир, вечером на тренировку, на следующее утро на другой турнир».
«Артем по-хорошему больной футболом на всю голову, – говорит его приятель Александр. – С ним полтора часа играешь, а потом еще три часа обсуждаешь, разбираешь прошедшую игру, проводишь работу над ошибками, он рисует тактические схемы».
Однако мысль стать тренером, тем более детским, его не посещала ни разу. Как признается мой визави, детей он вообще терпеть не мог.
Жизнь перевернулась в один день
Как-то раз знакомый детский тренер пригласил Артема Кузнецова, который восстанавливался после травмы спины, на тренировку своей команды, чтобы подвигаться.
«Я пришел, и все. Моя жизнь перевернулась. Мне так понравилось возиться с детьми! – вспоминает тот памятный для него день наш герой. – И я видел, что эти десятилетние пацаны очень ко мне тянутся. Мы дружили полгода, я присутствовал на всех тренировках, ездил с ними на турниры на общественных началах, подбадривал. И тут моя мама, мой лучший друг, сказала: «А ты не думал тренером стать?» Я ответил: «После твоих слов задумался». И стал искать информацию».
Артем Кузнецов стал изучать мировой опыт, исследовать биографии тренеров известных европейских клубов и выяснил: необходимо пройти специальное обучение и получить лицензию УЕФА. Не откладывая дело в долгий ящик, он поехал в Москву – на тот момент соответствующие центры были только в столице – заплатил за обучение и пришел с лицензией в СШОР «Салют».
Однако в отделе кадров выяснилось, что лицензия нужна только для академий, а в спортшколах преподают исключительно бывшие профессиональные спортсмены или люди, окончившие институт физкультуры.
«Я очень благодарен директору школы «Салют» Андрею Валерьевичу Куваеву, с которым мы когда-то вместе играли в команде техникума, за то, что он в меня поверил и все-таки взял на работу», – говорит Артем Кузнецов. Какое-то время ему пришлось поработать помощником тренера, пройти онлайн-курсы и получить диплом о профильном среднем специальном образовании.
И вот наконец в 2018 году у тренера Кузнецова появилась своя команда. Это были 14–15-летние подростки, которых все считали бесперспективными, но это не мешало новоиспеченному наставнику выкладываться на все сто.
«С этой командой я залез в медали на первенстве Нижнего Новгорода. Для парней это были первые награды в жизни», – объясняет Артем Кузнецов.
И сейчас он уверен, что как минимум трое уже взрослых парней из того состава смогут играть за хорошие профессиональные клубы, если только будут готовы первое время работать за минимальные деньги.
Учусь, как сумасшедший
По словам тренера Кузнецова, о своем решении сменить сферу деятельности он за шесть лет не пожалел ни разу, а его предыдущий жизненный опыт ему очень пригодился на новом поприще. Сейчас он с уверенностью говорит: «Я счастлив. Я рад каждой встрече с ребятами. Воспитание и обучение детей – это то, к чему я шел всю жизнь».
«На этой работе скучно не бывает, – продолжает Артем Михайлович. – Футбол – игра многогранная, никогда не бывает одинаковых матчей, тренировок, плюс ребята растут и тоже постоянно меняются. В работе детского тренера, в отличие от тренера взрослых игроков, много созидания, творчества и чистого общения. К тому же в Дзержинске созданы шикарные условия для развития футбола. У нас несколько стадионов с хорошими полями: «Салют», «Капролактамовец», «Уран», «Химик» с подогревом. Есть все, чтобы растить таланты.
В этой профессии постоянно надо учиться, быть с открытой душой и глазами. Многие наставники тренируют подопечных так же, как когда-то тренировали их. Меня часто спрашивают: «Как же ты работаешь, если не играл в профессиональный футбол?» А я считаю, что это мое главное преимущество. Я не могу сказать фразу «Меня так учили», зато я учусь, как сумасшедший, изучаю разные методики, штудирую мировой опыт».
Не проиграв, не победить!
Тренер Кузнецов – сторонник европейского подхода в воспитании будущих футболистов, применяющий передовые методики в своей работе.
«Раньше я задавался вопросом, который, думаю, возникает у множества россиян: почему огромная страна не может найти 11 классных футболистов, чтобы достойно выступать на международном уровне? Почему наши двенадцатилетние мальчики играют на равных с условной «Барселоной», а наши семнадцатилетние игроки выглядят уже намного бледнее зарубежных сверстников?
Сейчас я думаю, что одна из основных проблем заключается в том, что детей зачастую учат выигрывать ближайшие соревнования, а не в футбол играть, – констатирует Артем Кузнецов. – Большинство российских тренеров нацеливают ребят на быстрый результат. У них на поле выходят только сильные ребята, играющие на своих излюбленных позициях, за ошибки они сажают на скамейку запасных, отсюда следует ранняя специализация – второй бич нашего футбола. О какой специализации можно говорить в семь-восемь лет, когда мы совершенно не знаем, каким вырастет ребенок?!
Примечательно, что за шесть лет директор спортшколы ни разу не подошел ко мне и не спросил про результат, то есть, получается, тренеры сами себе такие рамки придумывают.
К счастью, появляются тренеры другой формации, на которых я ориентируюсь, работающие на перспективу, которые хотят гордиться прежде всего количеством мальчишек, заключивших профессиональные контракты. Их цель – сделать из воспитанника обученного футболиста, который к 17 годам может на поле все. И тогда во время матчей с другими командами не надо смотреть на табло, потому что задача детей – не выигрывать, а учиться, отрабатывать те элементы, которые им показывал тренер на последних тренировках. Его надо поощрять за то, что он пробует, а не ругать за то, что ошибается. До 12 лет какой может быть результат: ты его учишь, он должен ошибаться, ошибаться много и уверенно.
Вы знаете, какие турниры выиграли Роналду или Месси в восемь лет? Это кого-то вообще интересует? Например, в Европе детские матчи больше похожи на фестивали, чем на соревнования. И это правильно.
Часто слышу возражение: мол, у нас есть свои традиции. Да, советская футбольная школа была хороша для своего времени. Но жизнь кардинально изменилась. Мы не можем игнорировать, например, тот факт, что появились смартфоны и практически сошел на нет дворовый футбол, который имел огромное значение в прежние годы, что состояние здоровья у нынешних детишек совсем не то, что было у нас в их годы. Раньше мальчики с плоскостопием были скорее исключением, сейчас их едва ли не большинство, и детский тренер не может игнорировать это.
Нужно постоянно учиться и развиваться. Знания не статичны. На успехах прошлого далеко не уедешь. Необходимы новые принципы и методы. Тренерство – это обучение длиною в жизнь».
Наталья ПАНКРАТОВА.