Нижегородская школа-интернат для глухих детей отмечает столетний юбилей
Урок окончен. Перемена. Тишину раскалывает звонок. Ребятишки выбегают из классов, и коридоры оживают. Шум, хохот, веселый топот бегущих ног… Если не знать, то не догадаешься, что эти ребята не слышат ни своих сверстников, ни птиц за окнами, ни звона капели. Они все глухие. А родная их школа для того и существует, чтобы они обязательно поняли, как многообразна жизнь и как много могут они сами в этом мире. Страницы истории Cто лет назад, в далеком 1924 году родители глухих детей основали заведение, где можно было научить их ребят общаться с другими людьми. В архиве записаны фамилии первых решительных мам: Орлова, Запекина, Рощина, Пышкина. Они-то и нашли для своих детей нужных педагогов, которые способствовали разновозрастным детям говорить и общаться с помощью жестов и других специальных приемов, читать по губам и даже говорить.
Первой заведующей школы на 20 учеников стала Лидия Николаевна Алексеева, а учителем – Александра Николаевна Сысина. В штат приняли одну техническую работницу. Нехитрое оборудование, парты и шкафы закупили на средства родителей.
Школа ютилась в двух небольших комнатах в доме №1 на улице Гоголя. Уже через год она показала такие результаты, что была принята на государственный бюджет. Открылись классы с 4‑го по 8‑й, и в последующем был организован интернат на 40 человек.
С каждым годом школа укреплялась, в ней организовали второй, третий, четвертый классы, и дальше, до 8‑го, сейчас – до 11-го. Введены были уроки труда и физкультуры, рисования и швейного дела. Появился и свой врач. Приходили учителя-профессионалы: А.И. Смирнова, Н.П. Хинина, Н.А. Терентьева и другие. Далее школу возглавила О.И. Борисова, окончившая Ленинградский пединститут по направлению — дефектологи В годы Великой Отечественной войны 90 учащихся были эвакуированы в деревню Карпово Уренского района. Весной 1944-го, когда они вернулись, здание интерната уже было занято другим учреждением, и им дали четыре комнаты на улице Фрунзе. Но обучение не прекращалось, напротив, были открыты старшие классы.
Об итогах первых десятилетий школы можно судить по тому, что высшим орденом страны – орденом Ленина были награждены трое учителей: В.Н. Корепанова, З.Н. Дмитриевская, А.И. Смирнова. Педагог М.С. Сиденко по своему предмету, математике, впервые подготовила большую группу ребят для поступления в техникум. Началось освоение предметного преподавания. И сегодня добрые традиции, заложенные первыми педагогами, развивают пришедшие им на смену учителя. Путь в профессию Сомнений нет. Выучить ребенка, пребывающего в вечной тишине, говорить и общаться – это значит подарить ему новую, полноценную жизнь. Для сурдопедагогов не существует понятия «глухонемой», потому что все, или почти все глухие дети учатся говорить. Их родной язык – это язык жестов, умение читать по губам и отвечать, пусть невнятно, но понятно для других – второй, звуковой язык, их устная речь.
Современные методы и технологии тоже не так просты, и не случайно педагоги-дефектологи образуют династии, работают семьями. Есть такие, кто возвратился в интернат педагогом, получив образование, как Анастасия Александровна Скотникова или Марина Нивня (Аверина), окончившие Московский пединститут.
Учитель начальной школы, социальный педагог Мария Грибова трудится здесь 18 лет. Она из семьи потомственных педагогов. Возглавляет объединение классных руководителей школы.
«Речь – носитель мысли. И от первых шагов в школе зависит дальнейшее интеллектуальное развитие маленького человека. Понимаешь важность этого, и нет сомнений, что мое место здесь. После окончания педагогического вуза по рекомендации директора школы меня пригласили работать в школу-интернат для глухих детей в должности воспитателя. Я прошла переподготовку по специальности «Сурдопедагогика». Фундаментом образовательной системы нашего коллектива стало единство семьи и школы. И это не на словах. Представьте себе мир без звуков, и наши дети живут в нем и мыслят не так, как все, а образами. Значит, надо работать над осознанием ими не только понятийного ряда, но и таких абстрактных понятий, как Родина, долг, дружба, доброта». В процессе обучения важно, чтобы учитель стал для ребенка наставником, ориентиром, союзником, который поможет поверить ему в свои силы.
«Это такая радость, узнавать, что твой ученик, поступивший в школу лишь со зрительными ощущениями, маленьким и слабым, окреп, хорошо устроился в жизни и достиг успехов. Я развиваю у глухих детей остаточный слух, занимаюсь произносительной стороной речи, расширением и пополнением их речевого словаря. Знакомлю ребят и со звуками, которые наполняют жизнь. Все это направлено на развитие коммуникативных навыков и дальнейшую социализацию. Прекрасно многие из ребят говорят еще на одном языке – языке искусства, – рассказывает Марина Храпунова, педагог-дефектолог. – Окончила институт культуры наша Таня Напалкина. Теперь она с другими выпускниками создала свой «Театр «У» в Санкт- Петербурге. Что делает ее группа, словами не передать. Они открыли новый для всех нас мир искусства и музыки… Там же, в РГСАИ, училась Елена Захарова, тоже гордость интерната».
Сама Марина пришла работать в школу-интернат 30 лет назад вслед за сестрой. Вместе с Ириной Рыжковой они начинали в специализированном детском саду, проработав с маленькими глухими 15 лет.
Родители благодарны за своих детей тем, кто стал для них настоящей поддержкой.
Марина Кудряшова привела оглохшего после болезни маленького сына Тимофея в школу с тяжелыми мыслями. Акушер по профессии, она была в отчаянии после того, как родившийся здоровым сынок перестал слышать. Процесс был необратимым, и нужно было как-то приспосабливать ребенка к жизни среди людей. Не верилось, что это возможно. Сейчас Тимоша говорит, читает, знает в совершенстве жестовую речь, справляется со сложными заданиями по математике. Он хорошист, и хочет стать специалистом в работе по дереву. Невозможное возможно! Поселившись в просторном, специально построенном для ребят здании на Анкудиновском шоссе в 1963 году, эта особая школа снаружи стала похожа на другие нижегородские учебные заведения. Внутри недавний ремонт, современное оборудование. Директор школы-интерната Нина Поликарпова рассказывает, что недавно к школе присоединился детский сад для детей с нарушением слуха, и возможности воспитателей и учителей возросли.
«Сегодня школа – это современное образовательное пространство и команда профессиональных педагогов и сотрудников. Все мы стараемся создать достойные и комфортные условия не только для удовлетворения особых образовательных потребностей каждого ребенка, но и для формирования их активного сотрудничества в различных видах деятельности, расширения социального опыта детей. Наши преподаватели часто сопровождают выпускников практически всю их жизнь. Заслуженный работник культуры, преподаватель высшей категории Владимир Чикишев, например, основал известный в стране и мире театр «Пиано», в котором успешно играют и наши выпускники, и ребята из интерната. В Нижегородском художественном музее Светлана Кулагина осуществляет программу для наших детей «На языке искусства». Ребята рисуют, устраивают уникальные выставки. Здесь вырастают такие звезды, как выпускник Виктор Грибачев – серебряный призер паралимпийских игр, чемпионата по футболу в городе Тайбее, где принимали участие 16 стран мира…»
Наука движется вперед, и некоторым подопечным школы стала доступна операция, после которой приходит кохлеарное слышание. Современные слуховые аппараты, оборудованные кабинеты, накопленный в школе опыт преподавания и воспитания, – все приводит к тому, что мир глухих людей положительно меняется. Теперь люди с нарушением слуха с успехом трудятся на производстве, в строительстве, юриспруденции, выбирают творческие профессии. Но сколько аппараты ни совершенствуй, чтобы сотворилось чудо, нужен тот, кто станет для таких людей другом и учителем. «Все в наших руках», – говорят педагоги ребятам.