Любимый святой Иосифа Сталина
Вопрос сталинской религиозности изучен мало. Известно, что он одиннадцать лет обучался в православных духовных учебных заведениях, среди семинаристов имел прозвище «Царь Давид» - защитник угнетенных. Пел в церковном хоре и до конца жизни сохранил любовь к песнопениям. Особенно любил 140-й псалом «Да исправится молитва моя».
В Туруханске знают, что любимым святым Иосифа Виссарионовича был Василий Мангазейский. Ссыльный Оська бывал в туруханском Троицком монастыре, где покоятся мощи сибирского первомученика, интересовался его житием. А позднее и сына назвал Василием, и пользовался псевдонимом Васильев. Житие Василия Мангазейского созвучно смыслу псалма – он был написан Давидом в тот период, когда его хотели убить, обвинив в преступлении которого он не совершал. Василий Мангазейский был лишен жизни безвинным. На него, 15-летнего юношу положил глаз купец-содомит, у которого он работал. Василий отверг домогательства мужеложника. Тогда тот обвинил его в воровстве, и Василия посадили в темницу.
Развратный купец передавал через воеводу, что стоит Василию принять домогательства, как его освободят. Но целомудренный юноша не поменял честь на жизнь. Его били, требовали сознаться в воровстве, склоняли к гомосексуальному сожительству и, в итоге, убили. Растерзанный, оклеветанный юноша был закопан в болоте. Через несколько лет его тело явилось нетленным. Его мощи еще многократно перезахоранивали, но каждый раз чудесным образом они открывались. Простые русские люди стали молится праведному мученику. Почитали его святым тунгусы и остяки. И хотя не было официального церковного акта о канонизации, Василий был прославлен во святых явочным порядком простым народом.
Ветер истории сдул мусор с его могилы.
Ныне к Василию Мангазейскому приезжает множество паломников. По их мнению, его мощи должны находиться в главной храме РПЦ, как увещевание мужеложникам из числа карьерного монашества. Четыреста лет назад мальчишка принял смерть, сохраняя целомудрие. Сегодня встречаются деятели, кто выстраивает карьеру через задний проход.
С большой охотой монастырь посещают и неверующие туристы. Им интересно своими глазами увидеть обитель, где триста лет назад проводили Крестные ходы для встречи бочек водки. Жизнь была настолько невыносимо тяжелая, что водку встречали с воистину пасхальной радостью.
Жизнь в Туруханске тяжелая и по сию пору. И сейчас, как и много веков назад, над Енисеем раздаются слова великого прокимена, который так любил Сталин:
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою,
воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:
Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
Николай Сапелкин