Боевое братство, или чем сирийская армия разительно отличается от афганской. "Силы Тигра", "фирка Махер Асад" и другие
На фоне спешного бегства американцев из Афганистана, совсем иными красками заиграла история ограниченного участия российской армии в войне с запрещенной ИГИЛ в Сирии. Если отбросить детали и чистую пропаганду, то в обеих локальных войнах можно найти очень много общего. Но какая удивительная разница в результатах. В последний день августа последний американский морпех покинул кабульский аэропорт, а 4-бронетанковая дивизия Армии Асада окончательно заблокировала один из знаковых оплотов боевиков, административный центр Даръа на юго-востоке страны, неподалёку от иорданской границы. Над городом уже подняты сирийские флаги, а улицы патрулирует российская военная полиция.
Даръа называют колыбелью "сирийской революции", но что-то совсем не похоже, что жителей расстроил уход "революционеров".
Россия, в отличие от США, не вкладывала в сирийскую армию дикие десятки миллиардов, не сажала в Сирии своих ставленников и не накачивала страну гигантским количеством новой техники. Она лишь дала ей опору там, где та в ней особенно нуждалась. И здесь кроется коренное различие между этими двумя войнами. Сирийская армия, на пике боев, была почти в три раза меньше афганской и отражала нападение примерно одинакового количества боевиков, если считать все группировки, но в самый ответственный момент не схлопнулась и её костяк не разбежался под ударами пёстрого интернационала воинственных радикалов. Нашу помощь сирийцам невозможно переоценить, но никто бы им не смог помочь, поведи они себя как афганцы. В конце концов, не без участия россиян, сирийцы создали боеспособные и закаленные в боях части, многие из которых могли бы украсить в том числе и российскую армию. О наиболее боеспособных подразделениях сирийцев сегодняшний наш рассказ.
Танки 4-й дивизии готовятся к бою в провинции Латакия. Она стала первым сирийским подразделением, получившим на вооружение российские танки Т-90А.
Уже упомянутую 4-ю механизированную дивизию САА, образованную в 1984 году, часто называли "придворной". Но в отличие от многих других "национальных гвардий" и "элитных частей" стран Ближнего Востока она оказалась не только способной красиво вышагивать на столичных парадах, но и проявлять неплохую воинскую выучку в реальных боях. Не было ни одного крупного дела в Сирии, где бы не участвовали бойцы "фирка Махер Асад" (неформальное название подразделения в честь нынешнего командира Махера Асада, младшего брата сирийского президента). Высокую боеспособность дивизии многие связывают с тем, что она формируется из офицеров-алавитов, исторически считавшихся сильным воинским кланом на Ближнем Востоке.
По меркам остальной сирийской армии дивизия всегда снабжалась по высшему разряду. Но хорошее довольствие бойцам-алавитам сполна приходилось оплачивать в жестоких боях.
Почти все штатные бойцы дивизии служат по контракту. В отличие от большинства арабских частей, обычно слепо следующих приказам высшего командования, офицеры дивизии нередко проявляли инициативу и готовность к нестандарным действиям. Характерным примером стал рискованный маневр во время штурма Алеппо, зимой 2016 года, когда танки подразделения, при поддержке шиитской милиции и иранских "прокси", заняли несколько населенных пунктов на севере Алеппо, рискуя быть отрезанными от основных сил. Но риск оказался оправданным. Был перерезан последний канал поставок радикалам в северной части места и 15 декабря 2016 года крупнейший город в Сирии был освобожден от бандитов.
В роли мотопехоты при дивизии часто выступают части шиитской милиции и иранских прокси.
Ещё одной интересной особенностью дивизии стало активное привлечение военизированных организаций, бойцы которых оказались куда более стойкими, чем собственная сирийская пехота. Западные военные эксперты часто называют дивизию сетецентрической организацией и даже "государством в государстве", но эта практика оправдывалась во множестве боёв. Несколько дней назад части дивизии без крупных боев завершили кампанию в мухафазе Даръа, погасив ещё одну горящую точку на карте Сирии.
Помимо танковых частей, у дивизии в наличие и артиллерийская бригада, укомплектованная надежными советскими САУ.
Особую известность во время войны в Сирии получило спецподразделение САА "Силы тигра" (ныне 25-я дивизия специального назначения). Если к кому-то в сирийских войсках и можно применить девиз российской морской пехоты "Где мы - там победа!", то это точно к ним. У бойцов подразделения, имеющего достаточно гибкую структуру, сложилась репутация "пожарной команды Асада", неизменно выходившей победителями из самых рискованных и даже неравных схваток этого конфликта. Она появилась в 2013 , как небольшое подразделение ополченцев и добровольцев с военным опытом, под покровительством асадовской военной разведки. За восемь лет существования дивизия стала конструктором целого ряда побед САА, которые звслуживают отдельного рассказа. О любопытной структуре и боевом применении этого очень боеспособного подразделения мы расскажем в одном из следующих материалов.
Легендарный командир "Сил Тигра", бригадный генерал Аль-Хасан,Сухель с бойцами под сирийским и российским флагами