Живые судьбы
Колджиева Харчкин Базыровна (1918)
Когда в декабре 1943 года Харчкин, как и тысячи ее земляков, оказалась в вагоне–скотовозе, двигающемся на север, ее — 25–летнюю женщину — люди выбрали здесь старшей. В ее вагоне никто не умер — «всех сохранила, всех довезла».
Ехал в этом вагоне и мальчик лет восьми. Он был один — когда всех выселяли, его родные не то в гостях были, не то по делам ездили. Мальчик прибился к Харчкин. Когда приехали в Сибирь, люди все завшивели — не мылись больше двух недель. Всю одежду окунали в кипяток, люди стриглись, отмывались в бане. А на следующий день их повезли за 18 километров на санях по 40–градусному морозу, в замерзшей одежде. Многие заболели, мальчик тоже. Он молил его выходить, говорил, если выживет — будет говорить с богами только о ней, будет на ладошках ее носить. «Я боролась со смертью, я с ней воевала! Это был самый неравный бой. Я не смогла. Мальчик умер».
В Сибири она работала заправщицей, возила солярку на телеге. Если слетало колесо, могла сама поднять край телеги и вернуть колесо на место. «В жизни что главное? Быть сильной». Сейчас ей 99 лет.
Написал KYH на oirad.d3.ru / комментировать