Европейский энергетический кризис постепенно охватывает весь мир. Кто не сможет пережить эту зиму?
Всё сегодня происходящие с энергоносителями обязательно должно было произойти. Это было лишь вопросом времени. В глобализованном мире энергетические кризисы едва ли можно удерживать на региональном уровне, особенно в условиях нарушенных цепочек поставок и спешки с сокращением инвестиций в ископаемое топливо.
Энергетический кризис, начавшийся в Европе в начале этого месяца, может теперь переместиться по всему миру, включая США.
Американские экспортеры газа ощутили значительный рост спроса на газ со стороны Азии и Европы. Это объясняется восстановлением экономической активности, что только увеличивает потребности на электроэнергию. За американские танкеры со сжиженным природным газом идет настоящая война между азиатскими и европейскими покупателями. Пока выигрывают азиаты.
Экспорт угля также растет. Особенно после политического конфликта, из-за которого Китай отказался от австралийского угля.
Однако предложение сокращается. Согласно отчету Argus в июле экспорт коксующегося угля из США упал на 20,3 % по сравнению с июнем. В отчете отмечается, что предложение ограничивается ограниченным доступом производителей к финансированию и нехваткой рабочей силы. К слову сказать, дефицит рабочих рук уже затронул многие отрасли промышленности.
С одной стороны, казалось бы, мировой дефицит энергоносителей выгоден американским производителям ископаемого топлива. Но, с приближением зимы эта палка может больно ударить другим концом. Wall Street Journal писал ранее, что высокие цены на энергоносители могут стать "горячим импортом" для Соединенных Штатов, что, вероятно, и повлекло понижение уровня пополнения запасов газа. В этом сезоне он оказался ниже среднего, а объем газа в хранилищах в начале сентября был на 7,4 % ниже среднего пятилетнего показателя.
Из-за роста экспорта истощаются и запасы угля, поскольку цены на энергетический уголь в три раза выше, чем год назад. Запасы угля в США к концу года могут упасть до уровня менее половины прошлогодних запасов. В прошлом году спрос на энергию снизился из-за пандемии. В этом году экономика США снова работает на полную мощность.
Неудивительно, что цены на электроэнергию уже растут.
В некотором смысле события в Европе можно рассматривать как началом того, что может произойти в Соединенных Штатах. Конечно, Америка гораздо более энергетически независима, чем, скажем, Великобритания, и это большой плюс. Тем не менее, экспорт приносит доход, и для того, чтобы заставить производителей газа сократить экспорт, потребуется вмешательство государства.
Вызывает тревогу тот факт, что на прошлой неделе такое регулирование было затребовано группой предприятий обрабатывающей промышленности. Организация Industrial Energy Consumers of America, представляющая компании, производящие химикаты, продукты питания и материалы, обратилась к Министерству энергетики с просьбой установить ограничения на экспорт сжиженного природного газа, чтобы избежать резкого роста цен и дефицита газа в зимний период.
Действительно цены на газ уже вдвое выше, чем год назад. Однако, они недостаточно высоки, чтобы стимулировать наращивание добычи природного газа. Таким образом, чтобы создать запасы газа на зиму, правительство США должно добиться сокращения экспорта.
Индустрия СПГ, конечно, против таких ограничений. Исполнительный директор Центра сжиженного природного газа сообщил Reuters, что большая часть экспортных поставок СПГ осуществляется по долгосрочным контрактам с фиксированной ценой. Эти контрактные цены не связаны с базовыми ценами на газ и их изменениями. Однако некоторое количество газа продается на спотовом рынке.
«Покупатели СПГ, которые конкурируют за природный газ с потребителями в США, - это государственные предприятия и контролируемые правительством иностранные коммунальные предприятия с автоматическим пересчетом затрат» , - сказал Пол Чичио , президент IECA. «Американские производители не могут конкурировать с ними по ценам».
Трейдеры и спекулянты уже нервничают. Нервозность на рынке энергоносителей будет способствовать неопределенности цен, причем независимо от того, как будет развиваться ситуация.
Пока главным центром неопределенности является Европа. Цены на газ на споте там только растут. Но и Китай высказывает беспокойство в связи с его потенциальной нехваткой.
И все-таки на данный момент самой большой проблемой Китая, похоже, является уголь, а не газ. В недавнем отчете Bloomberg говорится, что китайские операторы угольных электростанций изо всех сил пытаются купить нужное количество угля для поддержания работы своих электростанций. При этом некоторые из них вынуждены останавливать свои котлы из-за нехватки угля. В северной, самой холодной части Китая уже начались веерные отключения.
Такая ситуация безусловно может привести к еще большему увеличению спроса на газ, поскольку обеспечение электричеством и отоплением на зиму является приоритетной задачей. Это еще больше увеличит дисбаланс между мировым спросом и предложением.
Европейский энергетический кризис распространяется и на другие регионы, что повлекло за собой взаимные обвинения и назначения виноватых.
Под раздачу попали лица и организации, которые выступали против инвестиций в местную добычу газа. Конечно, достается и российскому «Газпрому», который, впрочем, прохладно и равнодушно реагирует на все выдвинутые против него обвинения.
Главное, непонятно, что повлияло на внезапный рост газовых цен - разрыв между спросом и предложением или нервозность рынка. А может быть это искусственно созданная ситуация?
Цены на природный газ в Европе выросли более, на 400 % по сравнению со средними ценами за 2010-2020 годы. Однако до США им еще очень далеко.
Как было указано выше знергетический кризис в Европе не ограничивается природным газом. На британских заправках из-за нервозности люди стали массово скупать топливо. Водители часами отстаивали очереди, чтобы заправить свои машины. АЗС стали ограничивать продажи. Власти объясняют кризис нехваткой почти в 100 000 водителей бензовозов и собираются привлекать к перевозке топлива армейских водителей.
Однако продавцы бензина и дизельного топлива указывают наегох малое количество на складах горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Вместе с тем, дефицит водителей породил обрыв британских цепочек поставок во многих отраслях: от продовольствия до фармакологии, повысив вероятность сбоев и повышения цен в преддверии Рождества. В набат уже бьют чиновники здравоохранения и сотрудники экстренных служб.
Перевозчики, заправочные станции и розничные торговцы заявили, что быстрых решений проблемы не существует. При этом на зимний сезон они предсказывают очень мрачные перспективы.
По мнению аналитиков этой зимой и в последующие годы мир увидит повышение цен на нефть и газ, поскольку предложение пытается догнать быстро растущий спрос.
Нефть марки Brent с поставкой на декабрь 2022 года котируется по цене около $ 70 за баррель, но ничто не помешает ей подскочить до $ 100 и выше.
Уже в начале недели марка Brent с немедленной поставкой подорожала до $ 80 за баррель, установив самую высокую цену почти за три прошедших года..
Сегодня практически всех волнует вопрос: насколько плохо может быть этой зимой?
Очевидно, что при холодной зиме особенно тяжело придется выживать северным странам, хотя и южным мало не покажется.
Поскольку энергетический кризис затронет не только отопление жилищ, но и все остальные сферы жизнедеятельности человека.