Террор, чтобы оставить Навального за решеткой и запугать или посадить остальных. ФБК и юристы о новом уголовном преследовании
В отношении Алексея Навального и его соратников возбуждены новые уголовные дела по статьям о создании и руководстве экстремистским сообществом, а также участии в нем. СК утверждает, что Навальный делал это с целью «изменить основы конституционного строя» и подорвать «общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации».
По версии следствия, не позднее 2014 года Навальный, являясь учредителем Фонда борьбы с коррупцией, создал «экстремистское сообщество и руководил им». В это же время «к преступной деятельности Навального присоединились Волков и Жданов». Участие же в «экстремистском сообществе» вменяется Любови Соболь, Георгию Албурову, Руслану Шаведдинову, Павлу Зеленскому и «иным лицам».
«Они пытаются сейчас подобрать уголовное дело, чтобы продлить срок пребывания Навального в тюрьме», - говорит The Insider директор ФБК Иван Жданов. «И это одно из таких дел, которое может иметь продолжение. Я думаю, что это акт террора, массового запугивания граждан. Я не представляю, что может возникнуть такое уголовное дело, по которому могут посадить пятьсот или тысячу человек. Не представляю, что это может быть уголовное дело такого масштаба. Они используют террор, но основная цель этих уголовных дел - продлить срок Алексею», - указывает Жданов.
Как пояснил The Insider адвокат Мансур Гильманов, все составы преступлений по делам об участии в экстремистском сообществе, вербовке или его создании - тяжкие, срок давности по ним составляет 10 лет. По его словам, следствие сознательно выдвигает формулировки, которые позволят предъявлять обвинения широкому кругу лиц.
«В рамках новых дел они потенциально могут привлекать всех, кто участвовал в деятельности «экстремистского сообщества», только непонятно какие конкретно преступления экстремистской направленности СК собирается вменять участникам. Если же человеком выполнялись действия по обеспечению деятельности ФБК и других некоммерческих образований (снабжение информацией, ведение документации и т.п.), - СК может возбуждать уголовные дела и без указания на конкретное преступление», - говорит Гильманов. Возможность нового срока Навального юрист оценивает как очень высокую .»Он не получит свободу, пока этот режим существует», - уверен Гильманов.
По словам Ивана Жданова, у новых уголовных дел есть и другая цель, которая напрямую связана с прошедшими выборами.
«Они посмотрели, как прошла выборная кампания и поняли, что в наших руках остаются инструменты, чтобы запускать сильные проекты, связанные с выборами — «Умное голосование» смогло противостоять «Единой России». В этих условиях им нужно как-то уничтожить эти инструменты, выбить нас из легального пространства. И делать это можно в том числе уголовными делами, которые выполняют две цели — запугивать всех наших сторонников и бывших сотрудников и продолжать давить на Apple и Google, чтобы они удалили наши каналы и приложения. Я думаю, что эти уголовные дела про запугивание. Они специально перечислили Волкова и Жданова, есть много других людей, которые вряд ли пойдут под суд», - говорит директор ФБК.
Примечательно, что среди тех, кого СК прямо называет в качестве обвиняемых по этому делу, - оператор ФБК Павел Зеленский, который в апреле этого года был приговорен к двум годам колонии по делу о призывах к экстремизму и уже сидит в тюрьме. Зеленский был задержан в собственном доме после нескольких твитов, которые он опубликовал после самоубийства журналистки Ирины Славиной. В них он писал, что ненавидит президента России Владимира Путина «и прочих мразей» и призвал «******* (бить) эту недовласть». Позже под угрозами он признал свою вину и отказался от адвоката.
По словам Ивана Жданова, имя Зеленского в списке фигурантов может в свидетельствовать о том, что дело направлено на удержание Навального за решеткой. «Они закладывают для этого возможности. Поскольку Павел Зеленский пошел на особый порядок, возможно, они попытаются вывести дело в суд и заставить Зеленского давать какие-то показания», - уверен Жданов.
Юрист Анастасия Буракова добавляет, что дело Зеленского также могут использовать как доказательство совершения «преступлений экстремистской направленности», а обвинить в них могут практически кого угодно.
«Здесь все зависит от фантазии и желания следователей. Верховный суд в 2011 году разъяснял, что значит «участие» - это вхождение в состав сообщества, участие в подготовке к совершению преступлений экстремистской направленности или выполнение функций по обеспечению деятельности «экстремистского» сообщества. Под последнее попадает снабжение информацией, ведение документации и другие организационные функции. В первую очередь в зоне риска те, кто был координаторами или сотрудниками структур Алексея Навального, но нельзя исключать, что с подачи региональных силовиков, тоже жаждущих новых звёздочек на погонах, под удар могут попасть волонтеры и просто сторонники», - считает юрист.