Чтобы вернуть зрителя в филармонию, нужны не стены - нужен зритель
Новый министр культуры, побывав на руинах сгоревшей филармонии, сделал заявление: объект восстановлению не подлежит, будем строить новое здание. Но реально ли это?
Корреспондент «Молдавских ведомостей» одним из первых 24 сентября прошлого года побывал на месте пожарища, репортаж об этой трагедии был опубликован в нашей газете. Тогда эксперты говорили о возможности восстановления сгоревшего здания, поскольку более новый административный корпус - пристройка к большому и малому залам - не пострадал. В неплохом состоянии были фундамент и стены. И вот, спустя ровно год, филармонии, похоже, вынесен новый вердикт. Он прозвучал из уст назначенного два месяца назад министром культуры Серджиу Продана.
Актер, режиссер, сценарист вовремя сориентировался и не упустил случая в подходящий момент заявить о себе как о новом руководителе. А руины сгоревшей филармонии – хороший фон для съемок и пиара. Только быть хорошим режиссером не значит быть дальновидным стратегом, разбираться в хозяйственных проблемах. Что значат для серьезной стройки 4,5 миллиона лей, собранные благотворителями, с учетом того, что государственного финансирования на эти цели не предусмотрено? На эту сумму можно купить разве что четыре утраченных во время пожара не самых дорогих рояля. И если больше не удалось собрать сразу после пожара – тем более уже не собрать год спустя.
«Сразу после пожара был составлен первый технический отчёт, зафиксировавший необходимость вывоза мусора, образовавшегося в результате горения, - прозвучало из уст Продана на пресс-конференции. - После того, как мусор вывезли, был подготовлен второй технический отчёт, констатировавший ряд фактов относительно возможности восстановления, реконструкции именно этого исторического здания. Эта идея очень проблематична. Зданию было более ста лет. Когда на этом месте был построен цирк, использовали не самые прочные материалы. Позднее здание было перестроено, перепланировано, чтобы здесь могла работать национальная филармония. Вывод экспертной комиссии: мы должны пойти по пути строительства нового здания. И я думаю, что этот путь – наилучший».
Серджиу Продан сообщил, что в ближайшее время
министерство культуры планирует запустить «конкурс идей, участие в котором
могли бы принять и компании, обладающие международным опытом реконструкции или
строительства зданий такого назначения». После того, как будет выбрана лучшая
концепция, будет запущен конкурс проектов. Министр добавил, что интерес
представляет не только здание - оборудование современной филармонии стоит
больше, и оно должно быть с самого начала предусмотрено в архитектурном
проекте.
С министром согласилась директор филармонии Светлана Бивол. «Мы бы хотели,
чтобы это было новое, современное здание», - заявила она. А кто бы этого не
хотел? Но давайте отбросим иллюзии, давайте посмотрим на пустые афишные
конструкции у концертного зала имени Николая Сулака, других залов. Издержки
пандемии? Но ведь и раньше эти залы
использовались не на сто процентов, а концерты не всегда окупались, и больше,
чем на один концерт, заезжие знаменитости продать билетов не могли.
Все проектировалось в советские времена, с размахом, с расчетом на повсеместное развитие художественной самодеятельности, на гастролирующих артистов из союзных республик и зарубежья. На здоровое платежеспособное население, наконец, которое не выезжало тысячами из страны в поисках куска хлеба, а любило ходить в театры и на концерты любимых артистов, на которые всегда было трудно достать билеты.
Нынче у билетных касс не увидишь очередей. Спросите жителей районов, кто представляет национальную филармонию, и вряд ли услышите ответ. А известные артисты, всенародные любимцы, у которых совсем иная миссия, забыв про свои нелестные высказывания в адрес России и прикрываясь шляпой от стыда, сегодня банально зарабатывают деньги там. Реверансы в адрес политиков, стремление угодить им, не помогли?
И дело вовсе не в отсутствии концертных площадок у себя дома. Дело в бездарном руководстве культурой. Сегодня у какого-нибудь сельского самородка, такого, как Мария Биешу, нет никаких шансов проявить свой талант, поскольку по всей стране уничтожены дома культуры и сельские клубы. И никто уже много лет не ищет юных дарований - специалисты не хотят ехать в село. А дилетантов, готовых отбить весь интерес к культуре, хоть отбавляй.
Раньше говорили: дайте человеку лучшую пишущую машинку – все равно вы из него писателя не сделаете. Ни одни стены, пусть даже искусно сработанные, не родят талантов. Для этого нужна особая атмосфера в обществе, здоровый позитивный настрой. В годы войны на клочках бумаги, на старых истерзанных инструментах рождались музыкальные и песенные шедевры, которые живут до сих пор. Рождались в холодных неотапливаемых залах, покоряли миллионы слушателей – и до сих пор покоряют, потому что написаны сердцем. А чего стоят нынешние дешевые, наскоро поставленные водевили в театрах, сделанные на потребу низкопробны политикам, сомнительные передачи на телевидении и пошлые шлягеры в радиоэфирах? Кто-нибудь в министерстве культуры может что-то предложить?
У артистов национальной филармонии для репетиций есть неплохие условия во дворце республики - с хорошей акустикой и хорошими репетиционными залами, построенными еще в те годы, когда зритель валом валил на концерты. Там найдется место для многих творческих коллективов. Но и дворец республики требует ремонта. И не так просто найти средства – хотя нашли же их на постройку «Арены Кишинева»…
В условиях чрезвычайного положения деньги тратят, прежде всего, на медицину, на спасение экономики. Такова ситуация не только в Молдове, и с этим нужно считаться. В послевоенном Берлине хотели переименовать улицы – но, осознавая, что деньги нужны на что-то более существенное и важное, на восстановление города и его инфраструктуры, отсрочили до лучших времен. Сегодня у нас другая война. И нет, не нужно прекращать строить. Мы все хотим новую современную филармонию. Давайте создавать проекты, давайте мечтать - но поступать давайте так, как практичные берлинцы. Сегодня улицы в Берлине – съездите, посмотрите! - носят новые имена. Давайте временно ходить на концерты артистов филармонии во дворец республики и восстанавливать прежде всего другие скрепы – духовности нашего общества.
Мария БУИНЧУК
На фото: московская афиша молдавского народного артиста Иона Суручану.