Путину брошен беспрецедентный вызов. Сумеет ли вновь избранный президент поставить Россию на нужные рельсы?
Новый президентский срок Владимира Путина, помимо выполнения задач специальной операции, пройдет в напряженном поиске новой модели развития страны. Абсолютно новой от предыдущих, причем отличной не только от тридцати постсоветских лет, но и даже от двух лет прошедших после начала CBO.
Развитие России с того момента как Советский Союз приказал долго жить, медленно, но верно раскрывало возможности экспорта с конвертацией вырученной валюты в столь необходимые для населения потребительские товары, машины, технологии, оборудование и т.д. Чем выше становились экспортные цены на нефть, газ и прочее сырье, тем сильнее увеличивался ассортимент ввозимых в Россию иностранных товаров – от сникерсов с газировкой, бытовой техники и стройматериалов, до частных самолетов, тоннельной опалубки, высокотехнологичного медицинского оборудования и т.д. В стране начал формировался совершенно новый стандарт качества товаров и услуг в области как производства, так и досуга.
Сегодня же, когда разрыв с Западом очевидно будет носить длительный характер, а разворот на Восток очень извилистый и довольно противоречивый, нашей стране придется решать финансовые и технико-технологические задачи самостоятельно.
Говоря об извилистости пути, достаточно в качестве примера вспомнить разворот в сторону Индии и сразу же возникшие сложности с конвертацией вырученных за нефть рупий в что-то полезное для России. Как говориться деньги есть, а купить на них нечего.
Американский Минфин продолжает оказывать сильнейшее давление на российских партнеров в Китае, Турции, Эмиратах и даже Казахстане, на предмет введения запрета поставок в Россию компьютерной техники, полупроводников, микроэлектроники, программного оборудования и товаров двойного назначения. Еще более жестко пресекаются финансовые потоки идущие от экспортных поставок нефти и нефтепродуктов, компании и суда танкерного флота находятся под пристальным вниманием и ежедневно отслеживаются, в перевалочных портах блокируются разгрузочные операции и т.д.
Ни для кого не секрет, что весь текущий год Запад посвятит ужесточению режима контроля за выполнением введенных санкций и всячески будет стараться выявлять и пресекать пути их обхода. Так например для европейцев, содействующих нарушению санкционного режима, вводится уголовное наказание до пяти лет лишения свободы. Становится очевидным, что в ближайший год-два вокруг России будет вытроен "железный занавес" который будет стоять на очень хорошем фундаменте.
В таких условиях, Путину ничего другого не останется, кроме как требовать от правительства страны ускоренных темпов создания национального продукта в тех нишах, которые высвободились благодаря стараниям наших геополитических противников. Следует понимать, что большинство сложных товаров, таких как например самолеты, должны будут обеспечиваться исключительно отечественными комплектующими на все 100%. Подвижки в этом направлении безусловно есть - уже создано тридцать инжиниринговых центров, ещё двадцать планируется открыть в текущем году. Что касается крупных частных корпоративных университетов, то им теперь будет отведена совсем другая роль, нежели раньше: теперь от них потребуется выпуск кадров не только для своих нужд, а для всей отечественной экономики.
Однако ориентация исключительно на собственные силы в наше время выглядит очень экзотично. Даже индустриализации 30-х годов прошлого столетия проходила при технологическом и техническом участии развитых стран.
После того, как Иосиф Сталин в 1931 году на совещании хозяйственников произнес фразу: "Мы отстали от развитых стран на 100 лет и должны пробежать это расстояние всего за 10 лет", приоритетом работы правительства стало привлечение зарубежного капитала к созданию промышленности СССР.
Уже к 1940-му году зарубежные страны, прежде всего США, содействовали Советам в создании авиационной, угольной, нефтяной, химической, электротехнической, горнодобывающей, металлургической промышленности, крупнейших в Европе автомобильных, тракторных, авиационных заводов. Причем строили как в СССР, так и в Штатах. Так например, небезызвестный Сталинградский тракторный завод, был построен в США, затем размонтирован, и перевезен на 100 судах в СССР где и был собран.
Та же Днепропетровская ГЭС была построена при участии компании Cooper Engineering Company (США) и немецкой Siemens. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) был запущен при участии автоконцерна Форд, как и Московский автосборочный завод им. КИМ. А знаменитая Магнитка – является точной копией металлургического комбината в штате Индиана. Можно вспомнить и о том, что компанией Albert Kahn Inc было спроектировано около 500 советских предприятий. Именно эта фирма создала в Союзе школу передового индустриального зодчества. Тогда в СССР съехалось порядка 200 тыс. инженеров и техников из США. Всего за несколько лет в Советском Союзе было построено свыше 500 заводов. По оценкам экспертов, это обошлось СССР в 2 миллиарда долларов, что по сегодняшнему курсу около 250 миллиардов долларов.
Но в нынешних условиях, из-за беспрецедентного санкционного давления со стороны Запада, подобная модель индустриализации просто невозможна. Вот именно поэтому и нужна новая модель развития страны.
И это конечно беспрецедентный вызов как для всей России в целом, так и для Владимира Путина в частности. А для того что бы справится с ним необходимы государственные и частные инвестиции, толковые менеджеры, требуется развитие науки (с обязательным воплощением в жизнь ее достижений), мотивация материального и морального плана для населения, энтузиазм и оптимизм гражданского общества, качество товаров и услуг на потребительском рынке, реально, а не на бумаге, работающие социальные лифты, крепкий рубль и его достойная покупательная способность, восстанавливающий досуг и т.д.
Причем желательно, чтобы все перечисленное происходило синхронно. Это и есть условие успеха - по другому просто не получиться.