Климатические модели не могут объяснить температурную аномалию 2023 года
Преобладающие глобальные климатические условия год назад предполагали, что период рекордного потепления маловероятен. В начале прошлого года тропический Тихий океан вышел из трехлетнего периода Ла-Нинья — климатического явления, связанного с охлаждением центральной и восточной части Тихого океана. Опираясь на прецеденты, когда подобные условия преобладали в начале года, учёные-климатологи оценили вероятность того, что 2023 год окажется рекордно тёплым. Она составила всего лишь один к пяти.
Однако, начиная с марта прошлого года, температура поверхности моря в северной части Атлантического океана начала резко повышаться. К июню площадь морского льда вокруг Антарктиды была самой низкой за всю историю наблюдений. По сравнению со средним ледовым покровом в период с 1981 по 2010 год, отсутствовал участок морского льда размером с Аляску. Наблюдаемая температурная аномалия начала проявляться за несколько месяцев до начала Эль-Ниньо. Эль-Ниньо, противоположность Ла-Нинья, вызывает потепление восточной тропической части Тихого океана. Такая погода установилась только во второй половине года, и нынешний период мягче, чем аналогичные явления в 1997–98 и 2015–2016 годах. Поэтому винить в потеплении исключительно это явление, не получится.
Ученые пытаются понять, что в таком случае могло вызвать всплеск тепла. Уровни парниковых газов в атмосфере продолжают расти, но дополнительная нагрузка с 2022 года может привести к дальнейшему потеплению только на 0,02 градуса.
Другие теории, выдвинутые учеными-климатологами, упоминают осадки в результате извержения вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в январе 2022 года на Тонге. Природное явление могло вызвать как похолодание из-за аэрозолей, так и потепление из-за стратосферного водяного пара, а также усиление солнечной активности до предсказанного солнечного максимума. Но эти факторы объясняют, самое большее, несколько сотых градуса потепления. Даже после принятия во внимание всех правдоподобных объяснений, расхождение между ожидаемыми и наблюдаемыми среднегодовыми температурами в 2023 году остается около 0,2°C.
Другим фактором может быть то, что в 2020 году от судоходной отрасли потребовали использовать более чистое топливо, снижающее выбросы серы. Соединения серы в атмосфере обладают отражательной способностью и влияют на облака, оказывая тем самым общий охлаждающий эффект. Предварительные оценки показывают незначительное влияние этого требования на средние глобальные температуры — она изменилась всего на несколько сотых градуса. Но полные данные за 2023 год могут быть доступны через год и больше, а прогнозирующие модели нужны уже сейчас.
Очевидно, необходимы более совершенные и гибкие системы сбора данных. Например, в рамках миссии NASA PACE, стартовавшей в феврале, спутник даст глобальную оценку состава различных аэрозольных частиц в атмосфере. Эти данные снизят неопределенность, связанную с аэрозолями, в климатических моделях. Ретроспективные прогнозы, основанные на новых данных, также позволят больше узнать о климатических явлениях прошлого года. Но маловероятно, что воздействия аэрозолей будет достаточно для полной картины.
Температурная аномалия 2023 года выявила пробел в знаниях ученых, возможно, впервые с момента появления спутниковых данных, отслеживающих климатическую систему Земли в реальном времени, 40 лет назад. Если аномалия не стабилизируется к августу (срок основан на случаях Эль-Ниньо в прошлом) мир окажется на неизведанной территории. Это может означать, что потепление планеты уже фундаментально меняет работу климатической системы, гораздо раньше, чем ожидали ученые. А значит, статистические выводы, основанные на прошлых событиях, могут быть менее надежными. И тогда предсказывать засухи и осадки станет сложнее.