"Без Ширвиндта ещё страшнее": Драматичное известие переполошило театралов
"Оторопь и страх" - такими громкими и драматичными словами обозначили ситуацию в Театре сатиры спустя всего пару дней после смерти Александра Ширвиндта. Что же случилось в знаменитой московской труппе, которую явно утягивают в скандал?
Театральная жизнь - сфера, богатая на интриги и скандалы. Новости о ссорах между актёрами, между режиссёрами и между всеми остальными и художественными руководителями вряд ли могут сильно удивить.
Однако трудно поспорить, что такая фраза в начале текста неизбежно привлекает к себе внимание:
Оторопь и страх пронизывают меня, когда я узнаю о том, что происходит в Театре сатиры. А без Александра Ширвиндта ещё страшнее и очень мало надежды.
Принадлежит это эмоциональное высказывание Сергею Марочкину, автору дзен-канала "Записки актёра". Что же случилось в московском Театре сатиры, что спустя пару дней после смерти живого символа и президента этой прославленной труппы Александра Ширвиндта в Сети появились столь драматичные новости?
На самом деле Марочкин не передал информацию из первых рук, а скопировал анонимное послание из рубрики "Нам пишут" профильного театрального телеграм-канала "Подковёрка". Неназванный автор текста детально расписал удручающее, по его версии, положение дел в Театре сатиры при новом художественном руководителе Сергее Газарове.
Если вкратце, то Газарову вменяют в вину фактическое уничтожение знаменитого театрального коллектива. Худрук, по словам анонима, создал невыносимые условия: понижение заработной платы (для работников театра), нарушения Трудового кодекса, неоплачиваемые переработки, высокая текучка кадров, многочисленные докладные сотрудников друг на друга.
Есть претензии и творческого характера, которые, впрочем, в основном сводятся к стандартному в театральной среде недовольству - не те спектакли ставят, не тех актёров утверждают.
Сразу внесём ясность - Царьград не имеет инсайдерских источников информации, которые бы позволили составить более или менее объективную картину о происходящем в стенах Театра сатиры.
Вместе с тем в данной истории вызывают настороженность некоторые моменты.
Во-первых, Сергей Газаров занимает пост худрука театра уже более двух лет - и ранее подобных громких жалоб в публичном пространстве не озвучивалось.
Во-вторых, анонимный характер обвинений оставляет вопросы о справедливости озвученных претензий.
В-третьих, первая публикация перечня обид на руководство Театра сатиры датируется 15 марта 2024 года - то есть днём смерти Александра Ширвиндта, занимавшего пост президента и, безусловно, сохранявшего авторитет и влияние в коллективе. Это порождает ряд вопросов о случайности таких совпадений и о том, мог ли Ширвиндт быть не в курсе ситуации, если она действительно была такой плачевной.
Для разъяснения ситуации требуются, безусловно, комментарии конкретных, не анонимных, лиц, имеющих непосредственное отношение к Театру сатиру. Однако в любом случае очевидно - само возникновение подобных скандалов свидетельствует о том, что десятилетиями контролируемая либералами театральная жизнь России требует особого внимания и серьёзных изменений.