Главные новости Знаменска
Знаменск
Ноябрь
2018

Караул. Великий Новгород готовится потерять фрески Феофана Грека?

0

К Новгородскому региональному общественному патриотическому движению «ЗА Великий Новгород!» обратилась Татьяна Ромашкевич.

Известный новгородский художник-реставратор поставила Елену Михайлову перед звенящим от боли фактом:

– В 1972 году и позже я имела честь работать на реставрации памятника XIV века с раскрытием фресок кисти Феофана Грека. Это церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Памятник архитектуры находится в плачевном состоянии, но если сама архитектура восстановима, то росписи могут быть утрачены навсегда. Знаю, что музей-заповедник заявки на спасение памятника подает, но, насколько я понимаю, они тормозятся Москвой. «Денег нет» – эта мантра кончится тем, что деньги появятся, а фрески уже погибли. И если вы «ЗА Великий Новгород!», вы остановите это наплевательское отношение к тому, что определяет лицо Новгорода и что может быть невозвратно утрачено прямо при нашей жизни.

Из разговора с реставратором мне удалось понять три тревожных момента. 


ЦЕРКОВЬ КАК ЗДАНИЕ В ОПАСНОСТИ 

Татьяна Ромашкевич:

– Происходит подвижка конструкции храма. Ранее предпринятые противоаварийные меры уже не сдерживают эти деструктивные процессы. Идёт обвал штукатурки снаружи, страдают и росписи внутри. Необходимо не ограничиваться составлением актов технического состояния, а инициировать полноценные конструктивные, гидрогеологические, археологические исследования.

Елена Михайлова:

– При выезде на место заметно, как храм становится окружён не только старыми домами, но и новопостроенными. Возможно, при работах с их фундаментами какое-то воздействие было оказано на грунтовые воды, которые стали нарушать статус-кво здания храма? Иными словами, необходимо актуализировать вопрос об охранной зоне памятника. 


КОМПЛЕКС ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСИ ПОД УГРОЗОЙ 

Татьяна Ромашкевич:

– Начать с того, что до сих пор уникальный контент внутри храма современникам не явлен. После раскрытия фресковой живописи Феофана Грека в начале 1970-х осталась нераскрытой северная стена, в дьяконнике идёт обвисание, есть изменения отдельных компартиментов… Не менее критичные процессы идут рядом в Знаменском соборе, не говоря уж про сквозные трещины в фасаде церкви Рождества Христова на Красном поле, а она ведь тоже XIV век! Невосполнимые культурные потери в Великом Новгороде возможны на наших глазах как массовое явление! 

Елена Михайлова:

– Древняя новгородская архитектура находится под охраной ЮНЕСКО, мои дети, как и многие новгородские школьники, то и дело получают от учителей задание рассказать об этом на уроках истории. Но какое влияние на сохранность новгородских памятников оказывает ЮНЕСКО в самом деле? Мы знаем только, что чиновники регулярно используют международную организацию как аргумент для отказа в новых строительных работах. И это означает, что назрела необходимость переформатировать «визу ЮНЕСКО» из жёсткого ограничителя в пропуск для развития Великого Новгорода.


ТЕНДЕРЫ НА РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ПРОВОЦИРУЮТ НИЗКОЕ КАЧЕСТВО РАБОТ 

Татьяна Ромашкевич:

– В моменты, когда средства на реставрационно-ремонтные работы всё-таки находятся, они разыгрываются на тендерах. Там возобладает логика предложения услуги по возможно более низкой цене. Квалификация исполнителей работ и само качество работ нередко оказываются далеки от реставрационной науки и практики. Получается, что придумало тендеры государство для борьбы с коррупцией при распределении подрядов и этим самым парадоксально погубило качество реставрационных работ на памятниках истории и культуры. 

Елена Михайлова:

– Меня поразило разрушение фрески на фасаде церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Поверх фрески был укреплён бумажный лист, чтобы при ремонте фасада не повредить фреску. Прошло порядка 10 лет, как защитный лист не был снят, он фактически сросся с фреской, отсырел из-за погоды и теперь отваливается вместе с фреской. Если это и есть «квалификация» подрядчика, то почему никто из смотрителей храма не обратился с протестом к такому подрядчику или в прокуратуру? Возможно, это не поздно сделать сейчас: попробуем. И, может быть, был бы полезен некий общественный совет, который следил бы за судьбой каждого новгородского историко-культурного памятника. А вот вопрос о выведении таких объектов за рамки «тендерного» законодательства требует подключения федеральных полномочий, например, депутатов Государственной Думы. 

РЕЗЮМЕ 

Когда тебя ставят перед фактом, что именно ты последний форпост перед безответственностью людей, за зарплату (не) принимающих решения о судьбе памятников старины, хочется спросить, готов ли сам неравнодушный гражданин «форпосту» помогать до конца.

– Готова, – ответила Татьяна Анатольевна Ромашкевич. – Моя судьба по сравнению с фресками ничего не стоит, я ничего не боюсь уже. Скоро уходить из жизни – и надо стараться, чтоб без камня на сердце. Новгородцы должны поставить вопрос перед государством об изменении сложившегося прохладного отношения к Новгороду и учреждении специальной программы спасения новгородских памятников силами государства совместно с учеными.

Движение «ЗА Великий Новгород!» принимает в работу обращение Татьяны Ромашкевич о защите новгородской идентичности. «Ваши новости» будут держать новгородцев в курсе того, что удастся узнать о судьбе фресок Феофана Грека и роли ЮНЕСКО в современной жизни Великого Новгорода.

 




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Астраханской области

Новости спорта


Новости тенниса
Елена Рыбакина

Первая ракетка мира расплакалась после финала турнира с участием Рыбакиной






Кемеровчан развезут по домам после пасхального богослужения 5 мая

С пасхального богослужения новосибирцев развезут дополнительные троллейбусы

Изыски Подмосковья

Пасха в Тюмени: куда и когда пойти на ночную литургию