Главные новости Астрахани
Астрахань
Июль
2017

Могут ли ФАС и исполнительная власть совместными усилиями помочь местному бизнесу сегодня?

Могут ли ФАС и исполнительная власть совместными усилиями помочь местному бизнесу сегодня? В Астрахани состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Управления федеральной антимонопольной службы России во втором квартале 2017 года.

Со слов руководителя регионального УФАС Николая Меркулова, основными нарушениями «Закона о контрактной системе» в Астраханской области в конце 2016 года и II квартале 2017 года стали:

- установление заказчиками избыточных требований к закупаемым товарам и установление, в связи с этим, таких требований к оформлению заявок на участие в закупках, соблюдение которых участниками закупки возможно лишь в случае приобретения товара до подачи заявки;

- неправомерное признание заявок на участие в закупке требованиям документации о закупке, или неправомерное отстранения подавших заявки лиц от участия в закупке;

- установление заказчиками требований к закупаемым товарам, которым удовлетворяет продукция исключительно одного производителя;

- нарушение сроков размещения сведений и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в единой информационной системе в сфере закупок.

Во втором квартале 2017 года было возбуждено 64 административных дела за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Астраханским УФАС России было возбуждено 29 дел о нарушении Федерального закона о защите конкуренции.

О проблемах при заключении контрактов главе УФАС и участникам публичного обсуждения изложил вице-президент Астраханского регионального отделения РСПП Алексей Резников.

- При заключении государственного контракта сегодня применяется процедура – обеспечение конкурсной заявки. Это стало следствием того, что в практике раньше на конкурс часто выходили не только непосредственно заинтересованные в контракте фирмы, но и подставные, которые специально занижали стоимость контракта до минимума. Практический демпинг, нечестная конкуренция.

Когда цена становилась уже неприемлемо низкой для реальной работы, подставная фирма «выходила из игры», и получалось, что контракт никто не заключал.
Законодатель ввёл такую процедуру – обеспечение конкурсной заявки в виде залогового обеспечения, в сумме 5% (от суммы конкурсной заявки) с перечислением средств на счёт заказчика. Если фирма выигрывает конкурс и заключает контракт, залог возвращается. Если же фирма выиграла, но отказалась от заключения контракта, то сумма в 5 % остаётся на счете заказчика, являясь своеобразным штрафом за срыв сделки.

Таким образом, предполагается большая ответственность за участие в торгах. Причём, сумма в 5% не фиксирована и по желанию заказчика может быть от нуля до пяти, но она касается только «конкурсной заявки».

Но есть ещё «исполнение контракта». И здесь тоже существует обеспечительная мера, в случае, если заказчик не реализовал контракт полностью, не уложился в сроки или допустил какой-то брак.

Здесь уже залоговое обеспечение составляет, в зависимости от документов контракта, от нуля до 30% стоимости всего контракта. То есть, если заказчик заказывает продукцию, скажем, на 100 000 рублей, он требует 30 000 рублей предварительно, пока к нему не поступит вся продукция по контракту на 100 000 рублей и будет подписан акт о выполнении всех работ. Затем только он возвращает «залоговые» 30 000.

В условиях финансового дефицита, в условиях очень небогатого в Астрахани малого и среднего бизнеса, такое ведение сделок бывает слишком обременительным для подрядчиков государственных контрактов.

То есть, деньги нужно вложить сразу на счёт «в обеспечение конкурсной заявки», деньги нужно вложить в гарантии обязательства «исполнение контракта», выполнить на 100% контракт, дождаться подписания акта, и уже потом получить всю сумму. Причём, по государственным контрактам довольно часто бывают задержки с выплатой сумм по контрактам, так как они проходят свою процедуру проверок и оформления через казначейство и прочее. И прецедентов значительных по времени задержек расчётов государственных структур с подрядчиками от бизнеса с каждым годом становится больше. Дела застревают в судах, и в это время предприниматель живёт в условиях почти банкротства, если сильно вложился. То есть, развития бизнеса в это время не происходит.

Но эти деньги, по закону, можно обеспечить и банковской гарантией. То есть, можно не платить 5% и 30%, а предоставить банковскую гарантию на данную сумму. Такой способ удобен крупным корпорациям, которые имеют собственные профильные банки, и деньги туда-сюда не переводятся. Предприниматель малого и среднего бизнеса должен купить банковскую гарантию у тех банков, которые оказывают такие услуги. Ведь банк не будет без маржи продавать свой финансовый документ. По сути – страховой финансовый документ. И это дополнительные, уже к контракту, затраты бизнеса, которые нигде в сметах сделки не обозначаются. Это прямые, дополнительные расходы фирмы, которая заключила контракт.

Ни в одной смете в Астрахани никогда не проставляется оплата банковской гарантии. Почему? Если бы она входила в смету, учитывалась в расходах контракта подрядчику, тогда паритет интересов «заказчик-подрядчик» был бы соблюдён. То есть, если заказчик выставляет более жёсткие финансовые требования, которые предполагают дополнительные затраты по контракту, он должен либо заложить их в сумму контракта или отказаться от таких финансовых гарантий, соответственно, удешевив контракт.

Астраханскому Управлению ФАС не известны случаи, когда банк обеспечивал выполнение контракта посредством финансовых гарантий, застраховал контракт. То есть, этот возможный механизм в малом и среднем бизнесе не работает, и далеко не все банки включают в свою лицензию такой вид деятельности с бизнесом, считая его хлопотным.

По логике, контракт должен обеспечить гарантии паритета интересов заказчика и подрядчика. Ведь и сам заказчик не найдёт подрядчика, если будет выдвигать «непомерные» для него требования. Тогда, почему в Астрахани, где бизнес финансово трудно обеспечивается и не имеет достаточно свободных средств, применяется максимальная ставка в 5% и 30% соответственно? Почему законодательная возможность либо вовсе не использовать эти проценты-гарантии, либо оставлять их на меньшем уровне, вместо 30%, скажем – 5-10%, не используется нигде?

И вторым камнем преткновения является условие, которое ставится заказчиком – это общее количество работников. Некорректность вопроса в том, что для обеспечения разных видов деятельности требуется разное количество работников, конкретных специалистов.

В многопрофильной фирме их может быть много, если бизнес ведётся и в торговле, и в выращивании продукции, и в перевозках и так далее. В проектных, экспертных организациях, где разрабатываются точные логистические схемы, число сотрудников всегда не большое. Малый, средний бизнес и предполагает небольшое число людей, при существовании множества самих фирм и специфики деятельности.

Но фактор количества работников во всех контрактах почему-то является одним из главных. И формальные преимущества будет иметь наибольшая по числу работников фирма широкого профиля, у которой в уставе вписаны десятки, а то и сотни возможных видов деятельности. Даже, если специалистов конкретной заказу направленности почти или совсем нет.

Введён в действие новый закон о внедрении профессиональных стандартов рабочих мест и квалификации специалистов. То есть, специальная аттестационная комиссия должна провести соответствующие мероприятия и аттестовать работника фирмы. По закону, все бюджетные работники должны быть аттестованы по новым правилам.

Проблема в том, что в Астрахани пока нет подготовленных аттестационных комиссий по стандартизации рабочих специальностей. Просто астраханский регион опаздывает в организации этой деятельности. Российские промышленные регионы эту работу ведут, корпорации Газпром, РЖД в Астрахани - такую работу наладили на федеральном уровне, а в остальной деятельности в регионе? Но если в контрактной документации стоит требование профессиональных стандартов для специалистов, это является условием, при котором контракт может быть подписан, а может и не быть подписан, несмотря на доказательный опыт успешности фирмы.

Давайте говорить честно. На самом деле, мы до сих пор видим, что почти все контракты формируются под конкретного подрядчика, и о конкуренции, возможностях для участия других фирм, большего числа участников рынка говорить не приходится. Зато возможностей не допустить к конкурсу кого-то, ограничить доступ к государственным контрактам, таких возможностей масса!

Можно ли, на уровне ФАС и уровнях - «город, область, федерация», договориться, чтобы реально помочь местному бизнесу сегодня? Ведь, именно активность местного бизнеса формирует здоровую рыночную среду и благоприятный инвестиционный климат.

На публичных слушаниях руководитель УФАС по Астраханской области Николай Меркулов признал наличие таких проблемных моментов и предложил провести их подробное обсуждение с участием представителей бизнеса, объединений работодателей на ближайшем общественном совете при УФАС.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Астраханской области

Новости спорта


Новости тенниса
Рафаэль Надаль

Рафаэль Надаль: Рекордный 10-кратный чемпион, побежденный в двух сетах Хубертом Гуркачем на Открытом чемпионате Италии | Теннисные новости






Астраханские «Волгабасы» временно пропали с онлайн карт

В Астраханской области открыли парк, назвав его в честь умершего главы села

Лайки для Ульяновска. Чем наш город удивил юных знатоков Поволжья

Александр Бастрыкин заинтересовался дракой подростков в Саратове