«Мы молодой весны гонцы»
Продолжение цикла романсов Рахманинова
Обещанное Любовью Анатольевной Орфёновой продолжение цикла «Все романсы Рахманинова» в исполнении артистов Молодёжной оперной программы Большого театра состоялось 12 марта в том же, что и год назад, Бетховенском зале. Правда, состав участников значительно изменился. Кто-то из певцов закончил обучение и уехал из Москвы, другие присоединились к МОП в текущем сезоне. Потому интерес к редко исполняемым произведения любимого автора дополнялся ожиданием услышать новое поколение Молодёжки.
Как раз такой новичок, Кирилл Белов, открывал концерт популярным, но и сложнейшим романсом на стихи Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Бережный аккомпанемент Л. А. Орфёновой подчеркнул музыкальность дебютанта. У него несколько манерный, но приятный тембр, ученическая старательность пока преобладает в исполнении.
В следующем пушкинском романсе «Муза» порадовал вокальным взрослением Давид Посулихин. Его спинтовый тенор стал компактней, звуковедение плотное, уверенное. Осмысленное проживание текста отличало и оба номера Посулихина во втором отделении: трогательный «На смерть чижика» на стихи Жуковского и сосредоточенно лирический «Сей день, я помню» на стихи Тютчева, где певец показал замечательное пиано.
Выразительно прозвучал «Арион» на стихи Пушкина у драматического баритона Рауфа Тимергазина. Ещё полнее певец раскрылся во втором отделении. Убедил трагический романс «Всё отнял у меня» на стихи Тютчева и особенно запомнился «Проходит всё» на стихи Ратгауза, с его нарастающим к финалу напряжением и пронзительной кульминацией: «Я не могу весёлых песен петь!»
У меццо-сопрано Юлии Шавариной удачней был первый номер. Небольшой романс «Утро» на стихи Яновой выигрышно показал бархатный контральтовый грудной регистр певицы.
Вышедшая следом Ульяна Бирюкова оказалась лёгким светлым «евро-меццо» с миниатюрами «Речная лилея» на стихи Плещеева и «Тебя так любят все» на стихи А.К.Толстого.
Другой баритон-«ветеран» рахманиновских романсов, Дмитрий Чеблыков, тоже прибавил в мастерстве. У него благородство тембра дополнено отменной дикцией и собственным отношением к исполняемому. Будь то не часто звучащие опусы «Есть много звуков» на стихи А.К.Толстого или «К детям» на стихи Хомякова. Когда он пел «Я не пророк» на стихи Круглова, от полноты эмоций у меня буквально перехватило дух. Проникновенно прозвучала у Дмитрия и «Ночь» на стихи Ратгауза.
Двум басам досталась восточная лирика на стихи Николая Минского. Алексей Кулагин, вопреки своему мальчишескому облику, подчёркнуто серьёзно и чувственно выпевал «Она, как полдень, хороша». Громко и страстно, обертоново богатым голосом Гиорги Челидзе прозвучал романс «В моей душе».
Юный баритон Николай Землянских уже сейчас способен передавать религиозные размышления авторов. Даже если это строфы «Из Евангелия от Иоанна» или «Воскрешение Лазаря» на стихи Хомякова.
Здесь, вместо антракта, хотелось бы отметить мастерство концертмейстеров, полноправных участников дуэтов с певцами, благодаря насыщенной фактуре фортепианной партии, написанной не только композитором, но выдающимся пианистом Сергеем Васильевичем Рахманиновым. В отличной исполнительской форме старожил МОП Валерия Прокофьева, мягкость её туше и чуткость к вокалистам неизменны. Элегантней стал ансамблировать Михаил Коршунов. Явная увлечённость рахманиновской экспрессией была заметна у Александра Широкова.
Во втором отделении, кроме уже упомянутых мужчин, выступили ещё несколько прекрасных дам. Начала с «Фонтана» на стихи Тютчева звонкое сопрано Эльмира Караханова. Растиражированный в инструментальных переложениях романс «Здесь хорошо» на стихи Галиной чистой серебристой струйкой пролился у Елизаветы Нарсия, очаровав сфилированной на пиано верхушкой «.. да ты, мечта моя».
Завершали вечер две лауреатки прошедшего летом XVI Конкурса им. Чайковского. Мария Мотолыгина спела три романса из опуса 38: «К ней» на стихи Белого, «Маргаритки», на стихи Северянина и «Сон» на стихи Сологуба. Музыкально и вокально на отлично. В звуковом великолепии её тёплого объёмного лирико-драматического сопрано можно счастливо утонуть. И почти не заметить, что слова на родном русском угадываются с трудом. Мария Баракова с могучим меццо-сопрано нашла свою интерпретацию «Весенних вод» Тютчева, поставив радостную финальную точку.
Как оперный бонус заключительным номером прозвучала Каватина Алеко в исполнении Рауфа Тимергазина и Любови Орфёновой. Так мастерски был этот Алеко спет, что захотелось большего от молодого талантливого певца — индивидуальности образа, бунтарского и романтического.
А впереди обещана ещё одна «серия» Рахманинова, теперь уже в следующем сезоне 2020/21 года. Будем же надеяться и верить!
Фото: Павел Рычков