Юрий Трутнев: «Газпром тормозит развитие Дальнего Востока»
Во вторник, 2 июня, зампред Правительства РФ и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев провел в Москве совещание. Оно прошло в режиме видеоконференции, но исключительно по закрытым каналам связи. Обсуждали социально-экономическое развития Приморского края. Регион этот, как мы знаем, весёлый и перспективный, но сильно подзапущенный.
Чистку «авгиевых конюшен» начали на мажорной ноте – полпред в прямом эфире дал старт строительству на Находкинском судоремонтном заводе восьми судов-краболовов. Министр Александр Козлов позволил себе поразмышлять о конкуренции, которую дальневосточные верфи могут составить верфям Калининграда и даже Санкт-Петербурга. А зам. руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов подытожил: «Краболовы получат новейшие суда, сделанные по лучшим современным проектам с использованием самого передового опыта». Получат ли при этом россияне к столу свежих крабов, сказано не было.
Вынырнув из глубин, где водятся крабы, участники совещания перешли к делам земным – вопросам развития Приморского края, которые уже давно собираются решать в опережающем темпе.
Самое интересное произошло, когда слово взял представитель Газпрома. Как известно, на «наше всё» возложена ответственность за газоснабжение и газификацию Дальнего Востока России, в том числе и ТОСЭР Приморского края.
Стены Дома Правительства ещё никогда не слышали столь долгого и монотонного перечисления множества газораспределительных станций, межпоселковых газопроводов и отводов, каким разразился зампред правления Газпрома Виталий Маркелов. Суть же его путаной речи можно уложить в одну короткую фразу: «газа на Востоке страны как не было, так и не будет». Чем дольше говорил Маркелов, тем мрачнее становился полпред: курирующий в Газпроме добычу, транспортировку и поставки газа на внутренний рынок топ-менеджер, фактически отказывал региону в каких-либо перспективах.
Едва дослушав рассказ Маркелова о многолетних непреодолимых трудностях и ограничениях в добыче, транспортировки и, как следствие, в поставках газа на внутренний рынок, Трутнев обрушил на Газпром шквал критики, назвав компанию тормозом развития не только территорий опережающего социально-экономичного развития, но и всего Дальнего Востока. Под напором критики газпромовский босс обмяк и признал, что газ все же есть, но, как говорится, «не про вашу честь», потому как уже обещан Китаю!
Услышав это признание, Трутнев катком прошелся по планам Газпрома экспортировать сахалинский газ в Китай в ущерб дальневосточникам и потребовал обеспечить население и бизнес Сахалина, Приморья и Хабаровского края необходимыми объемами газа в приоритетном порядке. Эмоциональность полпреда понять можно: Газпром, конечно, акционерное общество, но контролируется-то государством.
Похоже, в Правительстве не хотят повторения ситуации с газопроводом «Сила Сибири», по которому эта самая силушка - газ, - под неодобрительные взгляды жителей Якутии, Иркутской и Амурской областей, уходит в Китай. А дальневосточникам и сибирякам остается только ждать милости Газпрома и продолжать топить печки дровами да шишками. Газпром для них остается «национальным достоянием Китая».
Хватит ли у Трутнева сил довести начатое до конца и войти в историю победителем Газпрома, который чувствует себя на Дальнем Востоке колонизатором, высасывающим здешние недра, ничего не давая взамен.
Или Трутнев что-то твердо знает о скорых переменах в Газпроме?