TAI: пригласить Путина на саммит G7 — безумная идея Трампа
Поскольку сейчас всеобщее внимание сконцентрировано на пандемии covid-19 и массовых беспорядках, охвативших всю страну после убийства Джорджа Флойда (George Floyd) в Миннеаполисе, несколько недавних заявлений президента Дональда Трампа касательно встречи лидеров «большой семерки» остались по большей части незамеченными.
Во-первых, Трамп принял решение провести личную встречу лидеров стран «большой семерки» в конце июня в Вашингтоне, несмотря на тревогу в связи с пандемией коронавируса. Однако канцлер Германии Ангела Меркель отказалась от личного участия в этом саммите, тем самым заставив Трампа перенести встречу на сентябрь. Но гораздо больше беспокойства вызвало то, что Трамп выразил желание пригласить на этот саммит президента России Владимира Путина. Это совершенно возмутительная идея, и от нее необходимо немедленно отказаться.
Идея о том, чтобы пригласить Путина в Соединенные Штаты, возникла после целой серии телефонных разговоров между Трампом и российским лидером, а также после отправки грузов с медицинской помощью из России, а затем и в Россию. Она была озвучена после недавних комментариев Трампа о том, что «у нас с Россией сложились очень хорошие отношения. Как вы знаете, мы вместе работали над решением нефтяной проблемы».
Одно дело оказывать России помощь в момент кризиса, даже если этот кризис усугубился в результате неумелого руководства Кремля. Наряду с Соединенными Штатами и Бразилией Россия входит в тройку стран, где было зафиксировано наибольшее число случаев заражения covid-19. Многие наблюдатели и эксперты считают, что российские власти сильно преуменьшают число смертей от коронавируса. В каком-то смысле решение Америки отправить в Россию грузы с медицинской помощью подчеркивает то, насколько неэффективными оказались те меры, которые российские лидеры приняли для борьбы с распространением вируса. Кстати, в апреле Путин попытался продемонстрировать, что Соединенные Штаты нуждаются в помощи извне, отправив в Америку самолет с медицинским оборудованием — оборудованием, которое, к слову, оказалось по большей части неисправным.
Между тем попытки задобрить Путина, приглашая его в Вашингтон, — это совсем другое дело. Путин не сделал ничего, чтобы заслужить такое трепетное к себе отношение. Напротив, российский лидер продолжает упорствовать в своем безрассудном поведении, которое несет в себе непосредственную угрозу для национальных интересов Америки. Резкий рост заболеваемости covid-19 в России не замедлил темпы враждебных действий Путина. Вполне возможно, он считает, что в настоящее время западные лидеры слишком сильно сосредоточены на пандемии, чтобы реагировать на его провокации. Путина необходимо сдерживать, и ему необходимо противостоять, а не протягивать ему руку, приглашая его в Вашингтон.
Путин продолжает проводить свою агрессивную кампанию против Украины и отказывается выполнять обязательства в соответствии с подписанным в 2015 году Минским соглашением, которое требует, чтобы Россия вывела своих военных с территории Донбасса. Путин ясно дал понять, что Россия не вернет Украине Крымский полуостров, который Москва незаконно аннексировала в 2014 году. В продолжающейся войне уже погибло более 14 тысяч украинцев — это не замороженный конфликт, — и около 2 миллионов были вынуждены покинуть свои дома.
В Грузии российские силы незаконным образом переместили линию разграничения, которая была зафиксирована в мирном соглашении, подписанном после вторжения России в эту страну в 2008 году, вглубь контролируемых Грузией территорий. Россия уже 12 лет оккупирует 20% грузинских территорий, и она до сих пор не заплатила за это. Россия продолжает запугивать и другие соседние в ней страны, в первую очередь Белоруссию. Прекращение поставок энергоресурсов и настойчивые требования открыть российские военные базы на территории соседних стран — это привычная тактика, которой Кремль пользуется, чтобы достигать своих целей в регионе.
Россия пытается переманить на свою сторону Турцию, на территории которой находится вторая крупнейшая военная база альянса НАТО, и продолжает разжигать антизападные настроения на западе Балканского полуострова — в 2016 году она даже попыталась организовать государственный переворот в Черногории. Военное вмешательство Путина в сирийский конфликт, в ходе которого россияне совершали военные преступления, позволило жестокому Башару аль-Асаду остаться у власти.
Недавно Путин отправил российских наемников в Ливию, чтобы оказать поддержку генералу Халифе Хафтару (Khalifa Haftar) в его попытках свергнуть признанное ООН правительство в Триполи, а Пентагон обвинил Россию в том, что она отправила в Ливию свои военные самолеты с целью склонить чашу весов в пользу Хафтара. Россия оказывает существенную поддержку дискредитировавшему себя лидеру Венесуэлы Николасу Мадуро. Российские военные самолеты регулярно совершают опасные маневры вблизи кораблей и самолетов НАТО.
Службы безопасности России активно и жестоко преследуют критиков и оппонентов режима внутри России и за ее пределами. Недавно три врача, выступившие с критикой в адрес российского правительства в связи с тем, какие меры принимаются для борьбы с распространением коронавируса, просто «выпали» из окон медицинских учреждений — двое из них скончались. В Чешской Республике недавно прозвучали сообщения о том, что некий российский агент пытался отравить мэра Праги и еще нескольких местных чиновников. Власти Германии обвинили российских агентов в убийстве гражданина Грузии в августе прошлого года в Берлине. Годом ранее российские агенты пытались отравить бывшего офицера российской разведки Сергея Скрипаля на территории Соединенного Королевства.
Россия вмешивается в выборы в других странах, и она вмешалась в ход американских президентских выборов в 2016 году. Есть масса признаков того, что Кремль готовится сделать то же самое и в этом году, и он уже сейчас подливает масла в огонь с помощью публикаций в социальных сетях и интернет-троллей. Распространяя дезинформацию, Россия стремится посеять разногласия внутри Европы и между Европой и Соединенными Штатами, а также намеревается дискредитировать демократическую систему управления. В рамках своей кампании по распространению дезинформации Россия попыталась обвинить Соединенные Штаты в начале пандемии covid-19, что очень напоминает эпизод, когда в 1980-х годах Советский Союз пытался обвинить Соединенные Штаты в создании вируса СПИДа. Вполне возможно, что в настоящий момент российские тролли старательно подливают масла в огонь протестов, которые охватили Соединенные Штаты.
На раннем этапе пандемии covid-19 Путин договорился с кронпринцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом снизить мировые цены на нефть в надежде на то, что это навредит американским компаниям, занимающимся добычей сланцевой нефти. В настоящее время двое американцев, Пол Уилан (Paul Whelan) и Майкл Калви (Michael Calvey), находятся в России под следствием по сфабрикованным обвинениям. Главная статья путинского экспорта на Запада — это коррупция. Запад должен перестать ее импортировать.
Сторонники Трампа продолжают настаивать на том, что его администрация сохранила санкции, введенные в отношении России, увеличила американское присутствие в регионе, предоставила Украине летальное оружие и экспортировала энергоресурсы в Европу — и что все эти шаги противоречат интересам Путина. Эти меры необходимо сохранить, а санкции необходимо ужесточить. Однако невозможно не заметить, что все эти действия расходятся с высказываниями Трампа о Путине и о давнем желании американского президента пригласить российского лидера в Вашингтон.
Есть один вопрос, на решении которого Америка и Россия должны сейчас сосредоточиться. Это вопрос о продлении срока действия нового договора о СНВ, который истекает в феврале 2021 года. Предварительные переговоры по этому вопросу уже начались, но настойчивое требование Трампа привлечь к будущим переговорам Китай, несмотря на отказ Пекина принимать в них участие, могут похоронить все надежды на продление срока действия этого договора. Путин не захочет встать на сторону Трампа в его столкновении с Пекином. Путин просто будет использовать переговоры, чтобы добиться смягчения санкций, к чему он стремится уже несколько лет (к счастью, благодаря закону, принятому конгрессом США в 2017 году, у Трампа нет права отменять антироссийские санкции без согласия конгресса).
Приглашение Путина в Вашингтон должно вызвать бурю негодования на Капитолийском холме. Поездка в Вашингтон укрепит позиции Путина и добавит легитимности его действиям на международной арене в тот момент, когда его личный рейтинг внутри России бьет антирекорды. Визит Путина в Вашингтон подорвет силу духа украинцев, которые могут решить, что Трамп отвернулся от них. Такое приглашение в Вашингтон станет сигналом того, что лидер, ответственный за вмешательство в американские президентские выборы 2016 года и, возможно, готовящийся снова в них вмешаться в этом году, будет с радостью встречен на американской земле. Лидеры стран «большой семерки» должны бойкотировать этот саммит, если туда приедет их российский коллега. К счастью, премьер-министр Соединенного Королевства Борис Джонсон и премьер-министр Канады Джастин Трюдо уже пообещали это сделать.
В своем совместном заявлении по случаю 75-й годовщины встречи американских и советских войск на Эльбе, с которым Трамп и Путин выступили 25 апреля, они подчеркнули: «Дух Эльбы является примером того, как наши страны могут отложить в сторону противоречия, выстроить доверие и сотрудничать во имя общей цели».
В тот момент их совместное заявление вызвало беспокойство по поводу того, что Трамп и Путин, возможно, замышляют некое сближение. Готовность Трампа пригласить Путина на встречу лидеров «большой семерки» должно поднять эту тревогу на совершенно новый уровень. На фоне множества текущих событий нельзя допускать, чтобы этот очередной возмутительный поступок Трампа сошел ему с рук.
Дэвид Крамер — директор программы европейских и евразийских исследований и старший научный сотрудник программы по правам человека и вопросам дипломатии имени Вацлава Гавела во Флоридском Международном Университете. Он автор книги «Обратно к сдерживанию: борьба с режимом Путина» (Back to Containment: Dealing with Putin’s Regime) и пишущий редактор издания The American Interest. …