Хафтар начал отступление
Командование так называемого Правительства национального согласия (ПНС) Ливии 4 июня объявило о полном захвате Триполи. Об этом сообщается в СМИ. Среди прочих предположений появилась версия, что неудача Ливийской национальной армии (ЛНА) под управлением фельдмаршала Халифы Хафтара связана с разрывом сотрудничества с ЧВК «Вагнер».
До августа 2019 года ЛНА находилась в 40 км от ливийской столицы. Дальше этой черты боевые соединения Хафтара продвинуться не смогли. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после предположительного появления в регионе сил ЧВК «Вагнер». Буквально за месяц ЛНА смогла продавить оборону триполитанских боевиков и приблизиться к историческому центру Ливии на 3-5 км. Дальнейшее наступление сулило большие потери, коих до этой черты ЛНА несла мало.
Документальных подтверждений присутствию «вагнеровцев» в Ливии нет. Из имеющихся сведений сложно сделать вывод об участии российских добровольцев на стороне ЛНА против ПНС. Тем не менее, до сих пор есть мнение, что бойцы ЧВК «Вагнер» были в северо-восточной Африке.
В пользу данной версии указывают некоторые умозаключения, сделанные журналистским сообществом. В первую очередь, сопоставлен ход боевых действий с появлением информации о прибытии «вагнеровцев» в Ливию. Завязшая в городских боях армия Хафтара сделала сильный рывок, несмотря на истощенность подразделений, скудную ресурсную базу и растянутость коммуникаций ЛНА.
Главнокомандующий ливийской армии понимал, что такое положение дел не сулит победу над триполитанскими боевиками. После появления сообщений о переброске добровольцев из России ЛНА стали действовать более умело. Прибавилась и точность артиллерийских обстрелов, более эффективными стали вылазки разведчиков. Слабые места обороны ПНС рассыпались буквально на глазах.
Как утверждается в отчете ООН, в Ливии дислоцируется от 800 до 1200 российских добровольцев. По мнению экспертов организации, в основном это военные специалисты и советники. Примечательно, что о погибших россиянах в ходе кровопролитных городских боев в Триполи не сообщалось. В конце мая СМИ со ссылкой на ПНС обнародовали информацию об убитом солдате «со славянскими чертами лица».
Впоследствии выяснилось, что это не боец ЧВК «Вагнер», а доказательства его принадлежности к формированиям российских добровольцев сфабрикованы, о чем даже писали российские оппозиционные СМИ. «Вагнеровцы», если и присутствовали в Ливии, то лишь в роли военных консультантов. Не исключено, что российские добровольцы выполняли специальные операции по прикрытию, наведению артиллерии и авиаударов, разведке. Подобная практика характерна для многих «тайных» подразделений мира.
Турецкая поддержка не способствовала усилению ПНС на протяжении длительного периода. Триполитанские боевики были прижаты к морю – артиллерия ЛНА доставала до любой цели в ливийской столице. Не помогли ни турецкие БЛА, ни бронетехника, ни признание ПНС в ООН. Анкара решила помогать нелегитимной триполитанской власти в корыстных интересах, рассчитывая на ливийские углеводороды, ослабление позиции Греции в Средиземноморье и получение контроля над потоком беженцев для шантажа Европы. Однако непонятно, почему ПНС признали в ООН, поскольку отчет Организации от 2017 года гласит, что те, кто связан с боевиками ПНС, находятся под санкциями СБ ООН.
Отступление Хафтара с освобожденных от триполитанских радикалов позиций связывают с другим. В начале года между ПНС и ЛНА состоялось несколько раундов переговоров в Москве и Берлине. Глава ЛНА был уверен в своих силах – противник зажат в тиски, а центр столицы находился почти под контролем его подопечных. Поэтому Хафтар отверг мирные инициативы и покинул конференцию в Москве досрочно, нарушив вероятные договоренности с консультантами из ЧВК «Вагнер».
В двадцатых числах мая предполагаемые «вагнеровцы» выходят из Триполи, после чего позиции ЛНА начинают буквально сыпаться. Через 10 дней Хафтар полностью теряет контроль над южными рубежами столицы североафриканской республики. Журналисты попытались убедить общественность в том, что поражение ЛНА связано с разрывом отношений с ЧВК «Вагнер», поскольку Хафтар стал «неуправляем».
В конце мая сеть облетела видеозапись с военной колонной, которую сразу назвали «колонной вагнеровцев». Качество съемки невысокое, что затрудняет идентификацию бойцов, поэтому нельзя утверждать, что на кадрах запечатлены российские добровольцы. Вероятно, данный ролик можно трактовать как косвенное подтверждение вывода сил ЧВК «Вагнер» из Триполи в Бени-Валид, после чего ЛНА перешли к стремительному отступлению со своих позиций.