После гибели сына защищает права павших
В преддверии Дня России «Молодёжка» встретилась с пенсионером Анатолием Зубаревым. Его родные — это целая династия героев, которые служили во благо Родины в различные годы.
Героические дедушка и бабушка
Зубарев Иван Константинович и Зубарева Вера Георгиевна — кадровые офицеры. Родились в 1920 и 1921 годах соответственно. Иван Константинович был командиром огневого взвода, взвода управления, 2-й батареи. А Вера Георгиевна – лейтенант медицинской службы.
— Началась война, и моего отца бросили на оборону Киева, — рассказывает сын участников Великой Отечественной войны Анатолий Иванович Зубарев. — Они к тому времени закончили два курса артиллерийского училища, и им уже могли орудия доверить. Но им выдали только «коктейли Молотова», которыми они должны были закидывать немецкие танки.
В самом начале войны, в 1941 году, в Киеве с винтовками и с бутылками с зажигательной смесью курсанты Харьковского и Сумского военных училищ, а это 1400 человек личного состава, сидели в окопах.
На город надвигались немецкие танки, повсюду взрывались снаряды. Курсанты затаились, вросли в землю. Зазвучала команда «Приготовиться к бою!». На одиночный окоп надвигалась бронированная громадина.
Молоденький курсант поджёг шнур бутылки с зажигательной смесью и со словом «Ура!» поднялся во весь рост, запустил свой стеклянный снаряд под угрожающую вращающуюся башню танка. Танк загорелся. В том бою из 1400 курсантов осталось в живых только 120.
— Потом были оборона Москвы, Курская дуга, форсирование Днепра, — продолжает Анатолий Иванович. — Прадед был награждён орденом Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Киева», «За победу над Германией».
В 1942 году в этот полк приехала его мать Вера Георгиевна. Она родилась в Карсунском районе, отучилась в училище на фельдшера, после чего её также отправили на фронт. Она отличилась особым героизмом.
В 1943 году на Курской дуге шла переломная для войны битва. Расстреляв и раздавив батарею противотанковых орудий, один из нацистских танков прорвался в тыл 680-го истребительного полка резерва главного командования и остановился напротив землянки медсанчасти. Кроме раненых, в землянке никого. Лейтенант медицинской службы Вера Георгиевна не растерялась. Спасая раненых, она неожиданно выскочила из укрытия и сумела подбить танк гранатой, за что была награждена медалью «За отвагу». Сколько раненых она вынесла на себе из-под огня, одному богу известно. Она была награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».
Познакомились родители Анатолия Ивановича в 1942 году, под Ржевом в Калининской области, где шли страшные бои. На фронте они и поженились. В 1944 году Иван Зубарев получил тяжёлое ранение в голову под Житомиром и вернулся с войны инвалидом II группы. Целый год ему восстанавливали лицо после ранения. А его молодая жена, уже беременная в то время, сама везла его в госпиталь. После войны супруги жили в посёлке Чердаклы.
Внук
Сам Анатолий Иванович Зубарев родился в Чердаклах. После окончания школы в 1964 году он пошёл учиться в Ульяновский политехнический институт (ныне — Ульяновский государственный технический университет).
После университета он работал на ульяновском автозаводе, от рабочего дошёл до начальника цеха. Со своей женой он познакомился в стройотряде. Она училась в Ульяновском педагогическом институте.
Кстати, параллельно Анатолий Иванович закончил военную кафедру и получил звание лейтенанта, но военным так и не стал. Однако с войной он связал свою судьбу позже, после трагедии в их семье…
В 1970 году у них родился сын — Владимир. После окончания школы он поступил в политехнический институт, но закончить обучение не успел. После первого курса его призвали в армию.
Попал он служить во Внутренние войска — в Отдельную Краснознамённую орденов Ленина и Октябрьской Революции мотострелковую дивизию особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского Внутренних войск МВД СССР, где и стал выполнять воинские обязанности.
В целом, служба молодого парня шла размеренно, без происшествий. Он постоянно держал контакт с родными и близкими и, чтобы раньше вернуться домой, даже отказался от положенного ему отпуска. До конца службы оставалось чуть более 150 дней, как в семью Зубаревых пришло горе. Сын погиб при исполнении служебных обязанностей.
Это произошло ровно 30 лет назад — 5 июня 1990 года.
Подробности гибели их сына им так не сообщили. Родители знают только то, что их подразделение перебрасывали из одной горячей точки в другую. Также известно, что дивизия, в которой он служил, в 1990 году участвовала в межнациональном конфликте на территории Киргизской ССР между киргизами и узбеками. Вероятнее всего, в него попала шальная пуля.
Встали на защиту военнослужащих
— Мой сын погиб в 1990 году. После смерти сына мы с родителями погибших воинов объединились. Нас на приём позвал Горбачев. Я был в составе делегации. И мы добились, что с 1991 года всех военнослужащих, вне зависимости от звания, будь то обычный солдат или генерал, начали страховать. Мы добились того, чтобы на военную службу не призывали второго сына, если в семье есть погибший при исполнении военных обязанностей сын. Мы требовали, чтобы молодых ребят не призывали на службу, если у них на иждивении есть престарелые родители или если у молодого человека есть дети, чтобы родители в случае гибели сына на службе получали бы пенсию по потере кормильца, — говорит Анатолий Иванович. — Три года назад при нашем участии в ульяновском Парке Победы установили памятник военнослужащим, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Родители погибших во время чеченских и афганских кампаний настояли, чтобы памятник представлял собой скорбящую мать.
Сам Анатолий Зубарев после смерти сына организовал Совет родителей военнослужащих, который занимается защитой прав погибших солдат и офицеров.
За его плечами — четыре командировки на Кавказ, в горячие точки. В одной из таких командировок он посетил и дивизию Дзержинского, в которой погиб его сын.
Занимался Анатолий Иванович и доставкой гуманитарных грузов, участвовал в поисках пропавших без вести солдат. За свою работу он не раз получал грамоты и награды из рук генералов.
Кстати, дочь Зубарева также носила погоны. Она служила в милиции, была дознавателем. Ей по долгу службы тоже не раз приходилось получать в свой адрес угрозы, поэтому после замужества она решила оставить службу.
— Сейчас мы хотим, чтобы была опубликована книга с полным списком всех погибших ульяновских солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, которые сложили головы при исполнении служебных обязанностей с 1945 года. И сейчас, в мирное время, погибают военнослужащие, которые служат в горячих точках. Всё-таки служба всегда опасна, даже сейчас, — заключает Анатолий Иванович.
Антон НИКОЛАЕВ.