Социальная особенность налога для богатых затронет самых бедных россиян
Введение в России так называемого налога для богатых обсуждается давно, но каждый раз страна сталкивается с несколькими серьезными проблемами. О них ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.
В России вернулись к обсуждению повышенного налогообложения граждан страны с высокими доходами – вновь рассматривается вопрос введения прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц (НДФЛ). Идея обсуждается на уровне депутатов Госдумы и федеральных чиновников. В частности, прорабатывается вопрос повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% для граждан, чьи доходы превышают 2-3 млн рублей в год. Готовое предложение уже получила администрация президента, но судьба инициативы пока туманна.
Вопрос прогрессивной шкалы НДФЛ поднимала в 2016 году на тот момент работавшая вице-премьером Ольга Голодец. В 2018-м идея снова поднималась в правительстве, но НДФЛ планировали поднять до 15% для людей, чьи доходы выше 7-10 млн рублей ежегодно. Оба раза в кабмине пришли к выводу, что введение налоговой новации заставит богатых укрывать свои доходы, и это создаст проблемы с выводом их из "тени". Вопрос всякий раз откладывался.
"Прогрессивная шкала налогообложения действовала в России с 1992 по 1999 годы и была несправедливой, - отмечает Алисенов. – Планки доходов распределялись так, что во вторую категорию попадали 70% россиян и платили повышенный налог. Сейчас все платят одинаково, однако почти все страны Запада перешли на "прогрессивку" и считают ее успешной практикой. Публичное бегство, вроде прецедента Жерара Депардье из Франции – редкость.
Однако в России разрыв в доходах граждан между Москвой и остальными регионами огромен. Планка в 2-3 млн годового дохода означает, что человек получает 125-250 тысяч рублей в месяц. Много ли таких в регионах? Ничтожный процент. В столице – достаточно много. Это означает, что дополнительных доходы получат успешные регионы, а депрессивные вновь останутся без денег. Ведь НДФЛ в полном объеме зачисляется в региональные бюджеты.
Кроме того, при повышении НДФЛ для одних граждан будут вводиться послабления по этому налогу для других – для многодетных семей, социально уязвимых категорий, людей с низ кими доходами. Это означает, что Москва и другие успешные регионы потеряют минимум, а многие регионы страны опять-таки за счет льгот лишатся доходов, но сбор с богатых их не компенсирует. Это только расширит пропасть между богатыми и бедными субъектами РФ".
Доходы требуют справедливого подсчета
При обсуждении прогрессивной шкалы налогообложения действительно подразумевалось, что наименее обеспеченные и защищенные слои населения получат послабления при уплате НДФЛ. Планируется, что дополнительные поступления от повышенных сборов не будут направляться в бюджет, а будут напрямую использоваться для выплат малоимущим. Россия остается одной из немногих стран мира с плоской шкалой налогообложения.
Нынешняя ставка НДФЛ в 13 процентов была установлена в 2000 году в качестве меры борьбы с уклонением от уплаты налогов. Она действительно помогла вывести значительную часть финансового оборота на рынке труда из тени, однако такая система считается устаревшей и негибкой. Глава Минфина Антон Силуанов высказывался, что действующая система сбалансирована и себя оправдывает, а значит, менять ее смысла нет.
"Если в России будет введен повышенный НДФЛ на доходы конкретного физического лица, это приведет лишь к проблемам, в том числе социальным. Запад пошел по принципиально другому пути – там доход рассчитывается не на каждого конкретного плательщика, а на всю его семью. Ведь достаточно часто зарабатывает в семье только мужчина, обеспечивая при этом жену и несколько детей. Потому успешные страны богатых определяют по общим доходам.
Если мужчина в семье из четырех человек зарабатывает 2 млн рублей, то доход каждого члена семьи составляет 500 тысяч. Эта семья богатой не считается и под повышенный налог не попадает. Российский вариант снимет повышенный НДФЛ с каждого члена семьи, что скажется на их общем уровне жизни и это социальная несправедливость, которая опять-таки породит проблемы", - подчеркивает Алисенов.
В РФ может исчезнуть средний класс
В октябре 2019 года Максим Орешкин, который был министром экономического развития, заявил, что введению прогрессивной шкалы налогообложения в России мешает разница в доходах населения Москвы и других регионов. По его мнению, налогами стоит обкладывать дорогостоящие покупки – автомобили и недвижимость, антиквариат и предметы искусства. То есть предметы, которые считаются роскошью и покупаются с достаточно высоких доходов.
Кроме того, в 2018 году правительство РФ обещало не менять налоговые правила игры как минимум до 2023 года, чтобы инвесторы увереннее работали в России и активнее вкладывали средства в экономику. Однако уже с начала 2019-го в стране был поднят на 2% налог на добавленную стоимость (НДС), что удивило бизнес – действия кабмина шли вразрез с его же обещаниями. Меж тем, сейчас правительство объявило, что пока не обсуждает введение прогрессивной шкалы налогообложения.
"Разница в стране между максимальными и минимальными зарплатами называется децильным доходом и определяет наличие среднего класса в стране. А средний класс – это потребители дорогостоящих товаров: платной медицины, недвижимости, авто, турпутевок и всего, что формирует потребительский спрос в в стране. Чем выше коэффициент децильного дохода – тем меньше в стране среднего класса, больше разрыв между богатыми и бедными, социального неравенства.
В РФ этот коэффициент сейчас 20, в Европе – 11-14. Самый низкий в Японии – 7. В СССР он составлял 3-4 и был идеален. Если собирать повышенный НДФЛ с россиян, чей доход 2-3 млн рублей в год, это ничего не изменит – под налог попадет множество чиновников и бизнесменов. Но если планку поднять до 5 млн, то сразу возникает социальная составляющая. Топ-менеджеру крупная компания уже не станет платить столь высокую зарплату, зная, что значительная часть уйдет государству.
Вместо этого крупная компания направит средства на собственное развитие или инвестиции. Топ-менеджер получит меньше, разрыв с обычными сотрудниками сократится. Среднего класса станет больше, так как децильный коэффициент уменьшится. Повышается спрос на авто, недвижимость, экономика развивается. И на второй план уходит социальная напряженность, связанная с разрывом между доходами граждан", - заключает Алисен Алисенов.