Двое – уже семья? Депутаты не хотят помогать матерям-одиночкам
Вчера в Госдуму внесли на рассмотрение законопроект о дополнительной «коронавирусной» помощи родителям, воспитывающим детей в одиночку.
Идею предложили в Национальном родительском комитете: там считают, что неполным семьям в условиях кризиса нужно помочь и до конца года выплачивать пособие в два прожиточных минимума на каждого ребёнка.
Законопроект уже поддержали некоторые статусные депутаты, но, как оказалось, помогать одиноким родителям хотят не все: мол, государство и так помогло детям, и вообще, сейчас всем семьям тяжело. Какие перспективы у законопроекта и почему в России столь странное отношение к матерям-одиночкам – разбиралась «Русская Планета».
Поможем, но…
Родители-одиночки по-прежнему являются незащищенной социальной группой, невзирая на то, что детям разных возрастов государство уже выделило средства на пособия, считает Ирина Волынец, глава Национального родительского комитета и автор законопроекта. Из-за пандемии коронавируса в стране наблюдается непростая экономическая ситуация, а значит, такие семьи нужно обязательно поддержать. К уже положенным пособиям Волынец предложила добавить выплату в двойном размере МРОТ на каждого ребёнка до конца года.
В Госдуме к идее отнеслись по-разному. Например, депутат от ЛДПР Елена Строкова рассказала RT, что идея отличная, но нужно пойти дальше и сделать эти выплаты постоянными. Оксана Пушкина, заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей заявила, что «с удовольствием поддержит инициативу» после детального изучения комитетом. Ярослав Нилов, депутат от ЛДПР, предложение в целом поддержал, но отметил, что помогать нужно адресно, исходя из критериев нуждаемости, а не всем подряд. А депутат от Единой России Светлана Бессараб считает, что не стоит выделять одиночек, поскольку это несправедливо по отношению к другим семьям.
Немного статистики
Почти треть российских семей – неполные. По данным 2017 года, общее количество семей в РФ превышает 17 млн. При этом количество семей, в которых только матери воспитывают детей, составляет более 5 миллионов. Ещё 600 тысяч – одинокие отцы.
За последние 20 лет количество женщин, решившихся стать матерями без мужа, выросло в три раза, и тенденция сохраняется. Впрочем, реальное количество одиноких семей может быть ниже: многие партнеры не оформляют свои отношения и не указывают отца в свидетельстве о рождении сознательно, рассчитывая на выплаты. Вряд ли можно упрекнуть в людей в обмане государства, ведь для депрессивных регионов это серьёзные деньги.
Что есть сейчас?
С точки зрения закона, мать может быть признана одинокой, если в свидетельстве о рождении ребёнка в графе «отец» стоит прочерк либо он указан со слов женщины, но для этого необходимо получить в ЗАГСе специальную справку. Также одинокими считаются те матери, которые родили ребёнка через 300 дней и более после развода и те, кто усыновил малыша, но супруг не оформлял опекунство.
Статус матери-одиночки может защитить от несправедливого увольнения, одиноким материям предоставляется стандартный налоговый вычет в двойном размере. В каждом регионе свои правила помощи одиноким родителям, чаще это право на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, ежемесячную компенсационную выплату на возмещение роста стоимости продуктов питания, ежемесячное пособие на ребёнка в повышенном размере, субсидию на коммунальные услуги и так далее. Кроме того, у одиноких родителей есть право льготного зачисления в дошкольные учреждения
Но на практике всё не так радужно. Рассчитывать на зачисление в садик по льготе в теории можно, но – впереди по приоритету идут многодетные семьи и все прочие льготники, в числе которых дети судей, полицейских и так далее. Выплату на возмещение роста стоимости продуктов питания тоже выдают, но в Москве, самом богатом российском регионе, она составляет смешные 675 рублей в месяц. Все прочие выплаты положены только в том случае, если семья будет признана малоимущей, то есть зарплата одинокой матери или отца будет ниже, чем у грузчика-гастарбайтера в соседней «Пятёрочке».
А как у них?
По сути, наше государство специально никак не выделяет матерей-одиночек и принимает решение о помощи таким семьям на общих основаниях. Между тем, во Франции есть специальное пособие для одиноких родителей. Если мать работает – ей доплачивают около 200 евро в месяц, если сидит дома – пособие может вырасти до 800 евро. Самое главное: мамы-одиночки во Франции могут рассчитывать на оплату услуг нянь, а также на преимущество перед полными семьями при получении социального жилья. Кроме того, с них берут меньше налогов.
В США одиноких родителей тоже немало. Государство раздаёт таким семьям особые ваучеры – на еду, на оплату коммуналки. Можно получить скидку на оплату детского сада и школы, или помощь в аренде жилья. Но так не везде: в Китае, например, матерей-одиночек для государства в принципе не существует, политика партии такова, что дети должны рождаться только в семьях. Тем не менее, малообеспеченные семьи в КНР оберегают: начисляют пособия, снабжают продуктами питания, в отдельных случаях выделяют квартиры.
Почти везде, и Россия – не исключение, помогать матерям-одиночкам берутся волонтёры и благотворительные организации. В некоторых регионах в этом процессе участвует и государство: собирает сведения о семьях, которым нужна помощь, а затем, используя свои ресурсы, привлекает к помощи благотворителей и спонсоров. Например, в условиях пандемии выйти в магазин за продуктами, имея на руках маленького ребенка – задача не из лёгких. А во многих семьях, где есть дети-школьники, нет ни смартфонов, ни компьютеров – и как учиться онлайн?
Главная помощь – не деньги
С одной стороны, желание государства оказывать помощь адресно, а не разбрасываться деньгами направо и налево, понятно. С другой стороны, возникает вопрос: а с чего депутаты решили, будто мамам-одиночкам нужны в первую очередь деньги? Да, в ответ на каждую инициативу чиновников хитрые граждане всегда находят свой ответ. Хотят власти поддержать семьи – получают фиктивные браки. Хотят защитить одиноких матерей – браков становится меньше. Хотят помогать только малоимущим – вот вам и ответ, почему в стране так много серых и чёрных зарплат. И так происходит не потому, что люди хотят намеренно обмануть государство, а потому что чиновники не всегда просчитывают реальные последствия своих хитроумных законов.
Одиноким отцам и матерям нужна в первую очередь помощь с детьми. То есть детские сады и, что куда важнее, ясли – не с полутора лет, как сейчас (и то, если очень повезёт), а с трёх месяцев. Почему-то для огромного количества стран это не проблема. Не ясли – тогда социальная няня, которая могла бы приходить на несколько часов, пока женщина работает на полставки или учится, в том числе по уже существующим программам повышения квалификации для мам в декрете
Правы те, кто говорят, что не стоит разделять семьи на полные или не полные, и что помощь нужна всем – ведь оба родителя тоже могут остаться без работы, ещё и в съёмной квартире, и что тогда делать? Помогать нужно всем. Но тем, кто вынужден тянуть родительскую лямку за двоих – всё же стоит уделить особое внимание.
Жаль только, что данный законопроект вряд ли будет одобрен. Почему мы так думаем, спросите вы? Всё просто: в Госдуму, как известно, много чего вносят. Но проходят лишь те инициативы, которые поддерживают профильные комитеты или парламентское большинство, в нашем случае – партия «Единая Россия». А представитель этой партии, упомянутая нами Светлана Бессараб, уже заявила, что предложение, с которым выступили члены Национального родительского комитета, вряд ли примут.
Хочется напомнить Светлане Викторовне, что в списке поправок в Конституцию особо выделен социальный характер российского государства. Именно за это мы и должны, по идее, проголосовать 1 июля – а «Единая Россия» очень активно призывает голосовать «за». Хочется надеяться, что после 1 июля Бессараб своё мнение изменит.