Развод по-белорусски
или почему Лукашенко отвернулся от России
Уходящая неделя ознаменовалась очередным скандалом в российско-белорусских отношениях. В Минске следователи пришли в «Белгазпромбанк» (48% которого принадлежит Газпрому и, соответственно российскому «Газпромбанку») и арестовали порядка 15 топ-менеджеров и сотрудников этого уважаемого кредитного учреждения. Одновременно Белоруссия получила первую партию сланцевой нефти из США, обозначив, таким образом свою готовность постепенно отказываться от российской нефти.
Казалось бы — разве такое возможно? Конечно Лукашенко и раньше делал определенные демарши, пытаясь добиться для Белоруссии каких-то очередных экономических льгот. И недружественные жесты в отношении российских компаний тоже были. Достаточно вспомнить арест в Минске в 2013 году руководителя «Уралкалия» Владислава Баумгартнера. Однако, сейчас, похоже дело зашло уже слишком далеко. Батька практически перестал стесняться в выражениях по отношению к России. Иногда его заносит настолько, что если убрать из текста с цитатой фамилию Лукашенко, то можно предположить, что это текст кого-то из украинских руководителей.
«Вы видите, что нас на части разрывают. Единственная постсоветская страна, которая не видела горя. И некоторым белорусам кажется, что это далеко Украину разрушили. Идет война. Оттяпали часть территории. Где-то далеко Молдова, которую разделили напополам: Приднестровье и западная часть…Забыли, что Грузия потеряла почти треть своей территории: сначала Абхазию, потом Южную Осетию»
Ну вот, например, такая цитата — это он, я так понимаю как раз про российскую внешнюю политику говорит.
Все последние встречи Путина и Лукашенко — также по большому счету к улучшению отношений не привели: много общих слов и заверений в готовности к партнерским отношениям, но по факту никаких подвижек.
Так что же за всем этим стоит? Почему Лукашенко, все дальше отходит от России, обостряя отношения.
Кому-то может показаться, что в основе лежат чисто экономические противоречия. Батька хочет добиться выгодных для него цен на нефть и газ. Россия справедливо указывает на необходимость сначала погасить задолженность Белоруссии. А тут еще и прошлогодняя проблема с загрязненной нефтью из России. Кстати, информации на этот счет крайне мало — так толком и непонятно урегулированы ли убытки.
Однако, рискну заявить, что на мой взгляд — экономика здесь не причем и проблема разваливающегося на глазах союза России и Белоруссии лежит гораздо глубже. Это как в семейном конфликте — ругаются вроде из-за не помытой посуды, а по сути — полностью не сошлись характерами.
Я уверен, что при наличии политической воли и искреннего желания союза все экономические проблемы между Россией и Белоруссией могут быть решены в течение довольно короткого времени. Увы, союз в том виде, как его пытались построить был изначально обречен на развод по причинам историко-культурного и психологического характера.
Давайте называть вещи своими именами. Александр Лукашенко — как был председателем колхоза так и остался. Да, он сейчас очень круто выступил с парадом Победы на 9 мая, чем собрал кучу восторженных отзывов и лайков в России. Но сути дела это не меняет. В Белоруссии — он полноправный правитель, управляющий страной, как когда-то своим колхозом. Он всех держит в кулаке и наслаждается видом бледных чиновников и олигархов на совещаниях. Консолидация с Россией — это потеря власти. Это заведомый уход (какой бы пост и какие бы почести ему не предложили в Союзном государстве) — на вторые, а то и третьи позиции. Лукашенко прекрасно понимает, что никто из российской элиты не намерен делиться с ним ни влиянием, ни денежными потоками. И это, кстати, вторая проблема. Понимаю, что открыто в этом никто не признается, но в России никогда не признавали Белорусь в качестве равноправного партнера. Так же, как и в случае с Украиной все сводилось к формуле — «а куда они денутся без нашего газа и без нашей нефти». Но мир-то меняется. И оказалось, что хоть и с определенными сложностями, но российскому сырью можно найти альтернативу. То есть в Москве изначально чисто психологически никто не был готов к разговору с белорусами на равных, а уж тем более никто не был готов чем-то с ними делиться. И здесь мы переходим к главному.
Нравится это кому то или не нравится, но есть объективная историческая реальность. Она заключается в том, что на рубеже 18-19 веков была сформирована Российская империя с центром в Санкт-Петербурге и Москве. Украина и Белорусь в силу опять-таки совершенно объективных исторических, политических и социальных причин стали частями этой Империи. Более того, вхождение в ее состав позволило им получить доступ ко всем необходимым ресурсам. Совместное использование этих ресурсов дало эффект синергии — то есть повышения эффективности общими усилиями. В Советском Союзе, ставшем, если так можно сказать правоприемником Российской империи идея интеграции была доведена практически до совершенства. Был выстроен единый политический и экономический механизм, который мог эффективно работать только при исправности всех его составных частей. После того, как механизм разрушился (в том числе опять-таки по объективной причинам — а именно а) непрофессионализма конкретных руководителей б) нежелания советских властей эволюционно трансформировать экономическую и политическую систему) каждая из составных частей пошла по собственному пути наименьшего сопротивления. Для России таким путем стал экспорт нефти и газа. А для Украины и Белоруссии — по сути паразитирование на этом экспорте. При этом, поскольку такая модель приносила руководителям каждой из стран огромные финансовые дивиденды ни у кого и не возникало желания что-либо менять. А все разговоры об интеграции и создании на новой основе общего экономического пространства — превратились в одну большую пиар-акцию.
Я думаю, что Путин действительно хотел создать на базе Союзного государства России и Белоруссии с одной стороны и ЕврАзЭС с другой — некий аналог возрожденного в экономическом плане СССР. Совершенно очевидно, что экономическая и политическая консолидация России, Украины и Белоруси в разы увеличит стоимость этого проекта (говоря бизнес языком — увеличится капитализация консолидированной компании). Однако, здесь необходимо преодолеть сопротивление огромного количества олигархических групп (во всех трех странах), которым эта консолидация совершенно неинтересна. А этого сделать не удалось.
Поэтому пока мы имеем то, что имеем — постоянные дрязги из цен на энергоносители, взаимные обвинения и ухищрения, в попытке что-то друг у друга отжать.
А главными выгодоприобретателями сего процесса являются, «наши американские партнеры», которые совершенно системно и спокойно реализуют свои политические и экономические интересы и в Белоруссии и на Украине.
Источник