Стать всемирно популярной и никак это не использовать. История олимпийской чемпионки Юлии Липницкой
Сложный характер или искренность?
Кроме поздравлений и добрых пожеланий самая распространенная реакция публики на новость о том, что Юлия Липницкая ждет ребенка, — что-то вроде: «Как это? Ей же 15 лет, она же совсем недавно выигрывала в команде на Олимпиаде в Сочи!»
В общественном сознании большинства, которое смотрит фигурное катание не чаще чем раз в четыре года, Юля действительно осталась девочкой в красном пальто. Человеческая память избирательна: она фиксирует моменты, когда мы были особенно счастливы и несчастны. Так уж вышло, что кульминация спортивной судьбы Липницкой имела оба этих заряда: феноменальный успех в командном турнире в первые же дни Олимпиады и болезненное поражение — под занавес Игр в личном первенстве.
«Матч ТВ» вспоминает, что было с Юлией Липницкой после Сочи-2014 и как она завершила карьеру, а также рассуждает, почему, несмотря на бешеную популярность, фигуристка не монетизировала бренд своего имени, но при этом остается любимицей болельщиков.
У нее всегда было недетское отношение к фигурному катанию и вполне осязаемая цель — домашняя Олимпиада. Ради этой цели Юля с мамой однажды бросили все в Екатеринбурге и приехали в Москву. «Ходила на тренировки, как на работу», а «на старт — как на войну» — слова не опытного тренера, не квалифицированного менеджера, а 15-летней спортсменки.
Сезон-2013/14 дался Юле, как и всем участникам олимпийской кампании, крайне тяжело. Каждый старт был этапом многоступенчатого отбора в сборную. Весь сезон пришлось провести на пике формы, не имея возможности перевести дух и расслабиться. Даже за неделю до отъезда в Сочи на командный турнир спортсмены не знали точно, кто будет заявлен в команду России.
Как сложились для Липницкой те Игры, напоминать, пожалуй, не нужно. Она принесла максимальное количество очков команде, выиграв обе программы и став самой юной в истории олимпийской чемпионкой в командном первенстве, а в личном турнире дважды упала и заняла пятое место. Об этом результате говорили тогда наравне с победой Аделины Сотниковой.
После Олимпиады многие фигуристы приняли решение пропустить сезон. Это давало возможность физически отдохнуть, заняться здоровьем, получить заслуженную порцию славы и заработать — участие в шоу, коммерческих мероприятиях и рекламные контракты могут по сумме превосходить призовые с самых престижных соревнований. Липницкая пропускать сезон не стала и вошла в новый олимпийский цикл со всем ворохом нерешенных проблем, добавив себе новые. Ей не подошли новые коньки, которые натерли щиколотки буквально до мяса; были метания с произвольной программой — сначала поставили одну, потом заменили ее на другую. Как итог — сезон завершился в декабре девятым местом на чемпионате России.
Следующий год стал последним для Юлии под руководством Этери Тутберидзе. Она боролась с меняющимся телом, попробовала принципиально другие образы — программы под попурри Элвиса Пресли и музыку «Ленинград» Уильяма Джозефа были поставлены в США у Марины Зуевой. Без прежней прыжковой стабильности и в условиях возросшей конкуренции (тогда были сильны Медведева, Погорилая, Радионова) Липницкая снова не смогла отобраться на главные старты. Уже на чемпионате России ее выводил на лед новый тренер — Алексей Урманов. Символично, что в сезоне-2015/2016 чемпионат проходил в родном для Юли Екатеринбурге.
Переживающих трудные времена спортсменов у нас почему-то принято отправлять на пенсию, хотя окончательное решение и причины для него внутри ситуации всегда видно лучше, чем с домашнего дивана. Так или иначе, Липницкая продолжала тренироваться и пошла в новый сезон. В предолимпийском-2016/2017 у нее были запланированы два этапа Гран-при (Америка и Россия), челленджер «Мемориал Непелы» и, конечно, национальный чемпионат. Выбор программ получился на редкость удачным — женственная короткая «Осенние листья» и стильная «Убить Билла» в кожаном черном комбинезоне. Но сначала Юля снялась со «Скейт Америка» из-за обострения старой травмы, а потом был драматичный этап в Москве с прерванным и возобновленным прокатом произвольной программы. Что это было — судорога в ноге, внезапная боль в спине или паническая атака, — неизвестно до сих пор. Несколько падений и штраф за остановку проката привели к последнему месту в турнирной таблице.
С чемпионата России Липницкая снова снялась из-за травмы и больше на льду не появлялась. Позже стало известно, что она несколько месяцев провела в Израиле в клинике, где лечилась от анорексии, а в сентябре 2017 года фигуристка официально завершила карьеру. Тогда же она дала последнее большое интервью для Федерации фигурного катания на коньках России, где по-детски непосредственно и по-взрослому серьезно объяснила свое решение попрощаться со спортом.
У Юлии никогда не было страха идти против течения. Удивительное качество: то, что с трудом даётся даже гораздо более взрослым людям, — не подростковый бунт ради бунта, а ради своей правды, — она уже в 15 лет делала так же легко, как фирменное вращение с заведенной за голову ногой в шпагате.
В ее ответах на вопросы почти никогда не звучало несколько набившего оскомину сейчас оборота «как скажет тренер». Это было дерзко и, возможно, не так выдержанно и грамотно с точки зрения формирования публичного образа, но обжигающе прямо. «Я отказываюсь без отдыха дальше работать», — говорила Юля корреспонденту в флэш-интервью сразу после награждения на чемпионате мира в Саитаме. Где-то рядом стояла Этери Тутберидзе, которая не могла не слышать эти слова. Согласитесь, сейчас почти невозможно представить себе что-то подобное.
Со временем Липницкая стала избирательной в общении с журналистами вплоть до его исключения из своей жизни, но говорить то, что думает, так и не перестала.
Именно поэтому с момента завершения карьеры она не дала ни одного интервью, не отметилась ни в одной телевизионной передаче. Ее публичная деятельность ограничивалась опытом комментаторской работы, где между ней и зрителем не было кривых зеркал, выступлениями в нескольких крупных ледовых шоу и сборами и мастер-классами для начинающих фигуристов.
В совместном проекте «Академия чемпионов» с Еленой Ильиных и самостоятельно Юлия Липницкая проехала со сборами полмира — от Мексики, Румынии и Норвегии до Японии и Исландии. С детьми у Юли всегда были особенные отношения. Может быть, потому, что в ней самой, вопреки серьезности, остается много искреннего детского.
https://www.instagram.com/p/B63AeibIW4m/Несмотря на огромную востребованность и лояльность аудитории, Юлия Липницкая почти никак не монетизировала свой успех. У нее был контракт со спортивным брендом, но и только. О ней не было снято больших документальных фильмов, она не стала завсегдатаем светских тусовок. Даже ее страницы в социальных сетях периодически закрыты от чужих глаз.
Трудно понять, как далась интроверту Липницкой популярность, свалившаяся на нее после победы команды в Сочи. Народ в ее лице реализовал свою потребность в национальной героине и жаждал обратной связи, постоянно сверяя картинку с экрана и плод воображения с реальным человеком с ее чувствами и мыслями. Возможно, причина слабой монетизации имени Липницкой именно в этом: контракты с крупными игроками рынка предполагают обязательства по посещению мероприятий, постоянную активность в прессе, озвучивание мнения, согласованного с профессиональным пиарщиком, и многое-многое другое, что Юле попросту чуждо. Она не захотела идти на компромисс с самой собой.
Комментируя для «Матч ТВ» информацию о своей беременности, всплывшую в частном интернет-блоге, Юля сожалела, что не смогла рассказать о трогательном событии сама. Это действительно обидно — Липницкая слишком редко что-то говорит о личном, чтобы кто-то посторонний наделял себя правом ее голоса.