ПАДЕНИЕ СПРОСА ПРИВЕДЕТ К СОКРАЩЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В СЕКТОР ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на энергетический сектор экономики. Центр энергетической экспертизы попросил экспертов рассказать, что изменится в различных сферах энергетики в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Генеральный директор АО "Трансэнерком" Олег Шевцов:
За время действия ограничений, связанных с пандемией коронавируса, снизилось мировое потребление электроэнергии: с начала года на 6-8%, а за время карантина – на 20%. В России, несмотря на удаленный режим работы, наблюдается аналогичная ситуация – в целом по стране потребление снизилось на 5-10%, в Москве и области – на 9%, Северо-Западном и Центральном федеральных округах – примерно на 6-7%. Пока это выгодно потребителям – так как роста тарифов не было, значит, и счета за электричество не увеличились.
Однако падение спроса может привести к сокращению программ, направленных на инвестиции в сектор электроэнергетики, из-за отсутствия необходимости в наращивании мощностей.
Еще одним отрицательным последствием пандемии стала низкая собираемость платежей за потребленные ресурсы – в апреле 2020 года в РФ платежи за электричество снизились на 7%, за отопление – на 12%.
Если ситуация со спросом на энергоресурсы и платежами за них не выравняется в ближайшее время, это приведёт энергокомпании к срывам краткосрочных обязательств из-за дефицита оборотного капитала, в том числе в рамках обычной операционной деятельности. Долгосрочные последствия пандемии для российской электроэнергетики также могут оказаться очень серьезными. Все имеющиеся масштабные долгосрочные инвестиционные программы (ДПМ, ДПМ-ВИЭ, КОММод, инвестпрограммы сетевых компаний) планировались исходя из устойчивого роста спроса на электроэнергию, экономического роста в 1-3% в год. На эти показатели ориентировались сроки ввода новых энергообъектов. После выхода из режима ограничений сохранение инвестпрограмм в первоначальном виде может привести к чрезмерной нагрузке на потребителей электроэнергии и росту цен на ресурс выше инфляции.