Люди эпохи. Профессор ТИУ Вадим Иванов: науку нужно развивать и претворять свои идеи в жизнь на деле, а не только на бумаге!
В каждую историческую эпоху рождаются люди-легенды, ученые с большой буквы, талантливые педагоги, уважаемые соратниками и любимые учениками, именно такой человек профессор, доктор технических наук, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) Вадим Андреевич Иванов. Сегодня Вадим Андреевич отмечает 80-летний юбилей.
Тюменскому индустриальному институту – Тюменскому индустриальному университету он посвятил 55 лет своей жизни: 5 лет учёбы и 50 лет преподавательской деятельности. Талантливый педагог передал свои знания тысячам студентов, подготовил к защите 73 аспиранта и 12 докторов наук, опубликовал более 400 научных трудов, в том числе 35 монографий, он автор около 40 патентов. Вадим Иванов был членом диссертационного совета ТюмГНГУ, 13 лет отработал в экспертном совете Высшей аттестационной комиссии. Выступал на конференциях в США, Англии, Германии, Испании и ряде других стран. Сегодня Вадим Андреевич мечтает ещё поработать с молодежью и запустить установку по смешиванию несмешиваемых жидкостей для обработки территорий от нефтеразливов с целью улучшения экологической ситуации в мире.
Я всегда любил скорость
— Вадим Андреевич, Вы — родоначальник прогрессивных методов бесподъёмного внутритрубного ремонта магистральных и промысловых нефтегазопроводов, вся Ваша научная деятельность связана с транспортной отраслью, почему выбрали именно это направление?
— Любовь к технике у меня с детства. Хотя родные никак не были связаны с транспортной отраслью. Отец был бухгалтером, мама – медработник (фельдшер-акушер). Я родился в рабочем поселке Заводоуковске, там окончил среднюю школу. Учился не очень хорошо, по математике и химии были тройки, много ошибок допускал по грамматике, поэтому и речи быть не могло, чтобы пойти по стопам родителей. Помню, наш учитель математики Яков Карлович Темпель, высокий, строгий, на одном из собраний даже сказал моему отцу, что я буду очень хорошим рабочим, но инженера из меня не получится. Через несколько лет стало ясно, что он ошибался.
Мальчишкой я мечтал о моторизованных средствах передвижения. На велосипед хотелось поставить моторчик, но в то время у меня ничего не получилось. Моей мечте было суждено осуществиться несколько лет спустя. После того, как в 1961 году я окончил Тюменский лесотехнический техникум по направлению «Механика оборудования лесоизготовительной промышленности», я пошел в ДОСААФ и стал заниматься мотоспортом, а это уже транспортная единица. В ДОСААФе мы трудились над совершенствованием двигателей.
После техникума была работа в Управлении строительством, СМУ №17 и на Судостроительном заводе. Замечу, что в техникуме мы получили очень много знаний и практического опыта. У меня было порядка семи удостоверений по рабочим специальностям: водителя, тракториста, крановщика, электросварщика и других. И самое главное, что знания, которые были получены в техникуме, мне потом очень пригодились в вузе. Так что в жизни всё может пригодиться, нужно только не упускать возможности, и учиться, учиться, учиться!
— Любовь к мотоспорту у Вас осталась на всю жизнь?
— Да, когда я учился в институте, и потом уже, когда стал преподавателем, я активно занимался мотоспортом. С 1961 по 1968 годы был играющим тренером мотоциклетной команды Индустриального института. Мы выступали составом по 50 человек на региональных, областных, зональных соревнованиях, всегда входили в первую десятку, соревновались с командами из Омска, Барнаула, Москвы, Питера. Я до сих пор благодарен заведующему военной кафедрой ТИИ по фамилии Шостак, он помог нам купить мотоциклы. Скорость я любил всегда, в 60 лет успешно рассекал на снегоходе. В молодости увлекался путешествиями на автомобиле, ещё охотой и рыбалкой.
После окончания школы ко мне пришел аппетит, я стал много читать
— Если в школе Вы учились на тройки, как тогда поступили в институт?
— Удивительно, но после окончания школы ко мне пришел аппетит, жажда знаний. Я очень много читал, многим интересовался. В 1969 году окончил обучение на кафедре «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» в Тюменском индустриальном институте и получил предложение остаться работать в вузе от первого ректора ТИИ Анатолия Николаевича Косухина, тогда я вплотную занялся научной деятельностью. Так с должности ассистента на родной кафедре и со слов ректора: «Вот! Мы уже и своих преподавателей воспитали, вырастили!», начался мой карьерный путь в науке, образовании и инженерии. Далее была учёба в заочной аспирантуре Московского института нефти и газа им. И.М. Губкина. И в 1977 году я вернулся в Тюмень уже в качестве кандидата технических наук.
— На какую тему были Ваши научные исследования?
— В первые годы я занимался электрохимическим хонингованием жаропрочных сталей летательных аппаратов (самолётов), чуть не перешел на воздушный транспорт (смеется). Но в последствие получилось так, что моя судьба оказалась связанной с трубопроводным транспортом, и я поступил в аспирантуру на кафедру термодинамики, занялся вопросами совершенствования работы газоперекачивающих агрегатов на компрессорной станции магистральных газопроводов. Замечу, что трубопроводный транспорт является самым экономичным, из-за того, что перекачиваются большие объемы, но, особенно проложенный в наших сложных климатических условиях, он требует к себе очень внимательного, бережного отношения. Необходимо вовремя проводить различного рода профилактические работы, ремонт. Это очень интересное направление, постоянно требующее инноваций.
— Вадим Андреевич, если вспомнить Ваши студенческие годы, какая атмосфера царила тогда в вузе? Кто из преподавателей стал Вашим наставником?
— Атмосфера очень благожелательная, творческая, научная. Было очень интересно учиться, а потом и работать. Студенты, аспиранты стремились к знаниям, хотя многие уже были в возрасте, это было время освоения Тюменского Севера. Я всегда принимал активное участие не только в научной жизни института, но и в самодеятельности: пел, выступал с интермедиями, работал со студентами в плане воспитательной деятельности, то есть всегда вёл активный образ жизни.
— А Вы были прилежным студентом, пары не пропускали?
— На первом курсе, когда работал в ночные смены на Судостроительном заводе, бывало, и просыпал первые пары. Но нужно было работать, у меня уже была семья. Хотя учеба мне давалась легко. Я руководствовался принципом: после каждой лекции, практики или лабораторной работы уделял буквально 20 минут и повторял материал, или 20 минут перед лекцией. Мне это сильно помогало, сейчас такой совет даю своим студентам. Вуз я окончил с баллом 4,5. Преподавательская команда тогда была очень сильная. Например, Борис Вениаминович Моисеев преподавал термодинамику, у него многому можно было поучиться.
От преподавателя по технологии машиностроения Суворова я взял принцип никогда не пользоваться конспектами. Он всё рассказывал по памяти, и я в своей педагогической деятельности только первые три года подсматривал в конспекты, и уже не одно десятилетие ничего с собой не беру. Мне нравился Виктор Федорович Баклицкий и его жена Елена, он преподавал сопромат, а она физику. Кстати, первый семестр сопромат у нас преподавал сам Косухин, он очень интересно вёл пары, а потом Баклицкий. У меня были одни пятерки по сопромату. Нравился Альберт Геннадьевич Катанаев, у него была своя специфика – всё разложено по полочкам, и всё последовательно. Многое из методик моих преподавателей я успешно применяю в своей педагогической деятельности.
— А Ваши одногруппники, после окончания вуза вы дружили, может быть были совместные проекты?
— Студенческая дружба на всю жизнь. Например, у меня был друг Владимир Старыгин, мы учились в одной группе. Он бывший моряк-подводник, служил на первых атомных подводных лодках. И после окончания вуза ушел работать на наш бывший Моторный завод. На заводе в то время выпускались двигатели для самолетов-истребителей вертикального взлета, ракеты С-300. Он был шикарным конструктором. Мы с ним постоянно поддерживали связь, обменивались идеями, и в итоге сделали совместную разработку — газодинамическую мельницу, которая размалывала до микронных долей дисульфид молибдена. Вместе с маслом он циркулирует по системе смазки и смазывает трущиеся поверхности. Эффект был замечательный. Срок службы двигателей удваивался. В последствие его использовали в самолетах.
— После защиты кандидатской диссертации вы работали на кафедре, стали доцентом, но потом ушли в научно-производственное объединение «ГазТехТехнология». Там дошли до должности заместителя директора по научной работе в области транспорта газа и газоконденсата, защитили докторскую диссертацию и вновь вернулись в вуз.
— В «ГазТехТехнология» всё складывалось удачно. Я был заведующим отдела транспорта, а потом стал зам. директора. Но, несмотря на то, что перешел туда, я продолжал научную и педагогическую деятельность, работал со студентами, читал лекции, ребята приходили к нам на практику. Много лет я был членом диссертационного совета, где председательствовал Николай Николаевич Карнаухов — ректор Тюменского государственного нефтегазового университета. В начале девяностых Николай Николаевич пригласил меня вернуться на кафедру «Сооружения и ремонта нефтегазовых объектов», которую я возглавлял на протяжении 17 лет. Так моя мечта осуществилась, и я вплотную занялся научными вопросами по сооружению и ремонту трубопроводных систем.
Науку нужно развивать и претворять свои идеи в жизнь на деле, а не только на бумаге!
— Вы помогли добиться успеха многим аспирантам, и сейчас продолжаете работать с ними…
— С аспирантами у меня всегда была успешная работа, ежегодно защищалось 2-3 человека, а один год был особенно урожайным – целых 14 новоиспеченных кандидатов наук. Мне повезло, мои аспиранты – это люди, которые хотели чего-то добиться, и в дальнейшем использовать научные познания. Многие из них вышли в люди, достигли высоких должностей, например Дмитрий Новицкий, Владимир Берг, они работают у нас в вузе, Павел Сильницкий, Михаил Чемакин, Евгений Михаленко, отец и сын Рябковы – Антон и Виктор – все они занимают высокие должности на предприятиях ТЭК. Я до сих пор со многими поддерживаю дружеские отношения, приятно видеть, как люди растут и развиваются, как плодотворно складывается их жизнь.
На сегодня у меня три аспиранта. Все талантливые, успешно занимаются. Молодые люди разрабатывают вопросы устойчивого положения газопровода на опорах в вечномерзлых грунтах. А девушка занялась проблемой экзарации на ледовых полях морей и океанов, очень интересная тема. Когда льды идут толщиной 3-5 метров на берег, они пропахивают всё дно, и трубопроводы, которые проложены в береговой части, разрушаются. Она самостоятельно выбрала эту тему, и сейчас подбираем способы, как решить эту проблему.
Кстати, у меня есть совет, как вырастить «хороших» студентов, аспирантов. Ответ простой – с ними нужно заниматься, заинтересовывать. Не только теоретической частью вузовской программы, но и научной деятельностью. Например, двери моего кабинета всегда открыты. С первого курса студент может прийти со своей идеей, и мы будем постепенно её разрабатывать, в итоге получим хорошего специалиста.
Сегодняшние аспиранты у меня с первого курса. Мы уже написали достаточно много публикаций — ВАК, Scopus, монографию: «Сооружение подводных переходов магистральных трубопроводов», когда они заканчивали бакалавриат, она пользуется спросом даже у производственников, и ещё одну монографию — на втором курсе магистратуры. Сейчас работаем дальше. Я считаю, нужно доносить до студентов материал так, чтобы они прониклись им, восприняли и начали работать.
— Ваши научные интересы включают повышение качества функционирования трубопроводных систем, разработку нетрадиционных методов ремонта трубопроводов различного назначения, системный анализ, управление и моделирование систем трубопроводного транспорта, разработку машин и механизмов для технологий строительства и ремонта трубопроводов в сложных природно-климатических условиях. А что бы Вы ещё хотели сделать в науке?
— На свои средства я создал установку, которая должна смешивать несмешиваемые жидкости, к которым относится вода и углеводород (нефть, бензин, мазут). Это необходимо для того, чтобы можно было экологически производить обработку территорий, на которых вышла нефть или, например, техногенные воды, собирать и перерабатывать их. Сейчас мне необходимо купить генератор, и я запущу установку. Надеюсь, мне удастся это осуществить, тогда может измениться экологическая ситуация во всем мире. Ещё очень хотелось бы внедрить прогрессивные методы ремонтов и обслуживания трубопроводных систем, один патент «Газпром» у нас уже взял. Я уверен, что все свои идеи надо претворять в жизнь, науку нужно развивать не на бумаге.
К студентам нужно относиться уважительно! Тогда будет толк!
— Вадим Андреевич, Вы много лет преподаёте на кафедре Транспорта углеводородных ресурсов ТИУ, по Вашему мнению, современные студенты они другие?
— Студент во все времена остаётся студентом, и в прошлые годы, и сейчас, есть и двоечники, и троечники, и отличники, в группе каждой категории примерно по 33 процента. Но нужно сказать, что из многих, кто был троечником на первых курсах, в будущем получаются хорошие руководители. Я никогда не зажимал студентов, у меня есть свой метод: перед самостоятельной работой я даю им 5-7 минут пользоваться любой литературой, а потом они всё убирают, и я слежу, чтобы никто не списывал, и всегда получаются хорошие результаты. Помню интересный случай. Нас с супругой студенты пригласили на свадьбу, а их родители тоже у меня учились. И однокурсница отца невесты подбегает ко мне и говорит: «Вадим Андреевич, как я Вас люблю!», я спрашиваю: «За что?». А она рассказала, что 13 раз сдавала мне зачет, и потом ей эти знания очень пригодились в жизни. Я никогда не разговариваю со студентами, которые пытаются слукавить, выпросить оценку, я сразу говорю, что они обратились не по адресу! Но в большинстве своём мои студенты всё сдают благополучно.
— А применяете ли в работе современные образовательные методы?
— Я уже давно весь учебный материал демонстрирую на слайдах, считаю, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Студенты могут скопировать материал. Но когда рассказываю и показываю, то всегда добавляю что-то своё. Говорю: «Вот мне пришла в голову такая мыслишка, как вы смотрите на это?». И некоторые, действительно, предлагают свои идеи. К студентам нужно относиться уважительно, пришел с идеей – рассмотри, подумай вместе с ним, может что-то интересное и получится. Иногда им самим не верится, что можно реализовать идею, но вот у меня несколько патентов именно со студентами. В целом я сторонник личного «живого» общения, считаю его более прогрессивным и правильным.
— Ваше пожелание абитуриентам, будущим первокурсникам опорного университета
— Быть терпеливыми в обучении. Не получается, снова и снова изучай, приходи, консультируйся, и дальше познавай и познавай. В учебе и в жизни нужна последовательность, выбрал цель — иди к ней. Нужно быть отзывчивыми с друзьями, однокашниками, родственниками. Быть здоровыми морально и физически. Уважительно относиться к старшему поколению, и не считать, что если преподаватель в возрасте, он нового ничего не скажет. Это ошибочное мнение.
Не надо рая, дайте Родину мою!
— Вадим Андреевич, Вы всю жизнь прожили в Тюмени, а хотели бы жить в другом городе или даже стране?
— Нет! Я чисто русский и никуда не хочу! Как переехал в 1968 году в Тюмень, так и живу здесь. Я люблю этот город. После защиты кандидатской диссертации я мог бы переехать жить в Минск, а когда активно занимался научной деятельностью, мне предлагали переехать в Москву. Приглашали заведовать лабораторией по исследованию коррозионных устойчивостей сталей в г. Коламбусе (США), но я подумал, в Тюмени я завкафедрой, у меня семья — жена, дети, дом, работа, наука. Всё есть! По моим стопам пошел младший сын, моё дело продолжают ученики. Я считаю, что жизнь у меня была очень хорошая, и я всем желаю счастья и здоровья, а нашему университету процветания, благополучия и укрепления на международном уровне!
Крепкого здоровья, счастья, благополучия, новых научных открытий Вадиму Андреевичу сегодня желает руководство Тюменского индустриального университета и его ученики.
Владимир Берг: «Как преподаватель, Вадим Андреевич достаточно строгий, требующий внимания, но всегда помимо основной программы он заинтересовывает студентов своими разработками и исследованиями и, если студент увлеченный и внимательный, то сдать экзамен Вадиму Андреевичу будет не сложно. Когда я писал диссертацию и сразу после защиты, у меня всегда складывалось ощущение, что Вадим Андреевич верит в меня, больше чем я сам. Он всегда давал работу и задания, которым я компетентностно ещё не совсем соответствовал. Но когда все получалось, это вселяло уверенность в себя. Я желаю Вадиму Андреевичу, чтобы его неиссякаемая умственная деятельность продолжалась и уверен, что у нас ещё с ним будут совместные работы. Все лучшее ещё впереди!»
Евгений Михаленко: «Вадим Андреевич всегда был очень требовательным, добрым и в меру строгим. Особенно мне запомнилось, когда он давал на контрольных время, чтобы мы могли подглядеть в конспекты, и может быть списать основную мысль, но без перебора. Он очень хороший человек! Я желаю Вадиму Андреевичу долгих лет жизни, чтобы он как можно дольше сохранял творческое долголетие, чтобы и дальше активно работал, чтобы его всегда тянуло к технике и быстрой скорости, в общем семь футов под килем!»
Ирина Силина: «Вадим Андреевич – требовательный и справедливый наставник, душевный человек. Идейный генератор и вдохновитель – пример и ориентир в исследовательской деятельности для своих учеников и молодых ученых. За довольно длительный период совместной деятельности, проходящий от бакалавриата и продолжающийся в аспирантуре, и по опыту наблюдения за другими студентами, могу уверенно сказать, что оказалась в научной семье. Вадим Андреевич заинтересован не просто в том, чтобы его подопечные успешно защищали выпускные работы или диссертации, а профессионально развивались в выбранной сфере деятельности. При этом неоценимой является возможность перенять частицу такого богатого опыта, подхода к решению нестандартных задач от человека, воспитавшего не одно поколение научных кадров.
В плеяде созвездий выдающихся ученых нашего края звезда Вадима Андреевича, несомненно, одна из самых ярких. Поэтому, в первую очередь, хочется пожелать, чтобы под эгидой этой звезды было совершено еще множество открытий!»