О водоводе в Касумкенте
Статья о строительстве водовода в с.Касумкент вызвала массу негативных откликов. В социальных сетях многие выразили свое негодование и возмущение, некоторые перевели проблему в национальную плоскость: якобы я против строительства водовода для лезгин и защищаю интересы своих соплеменников в Избербаше.
На самом деле я обратил внимание на эту статью, потому что стоимость строительства показалась мне завышенной, а конкретной информации не было. Возникло много вопросов. Далее я наткнулся на информацию ТАСС, где были некоторые детали: протяженность водовода — 70 км плюс очистные сооружения, а также то, что деньги на строительство выделяются из республиканского бюджета. Но если строить такой протяженный водовод, наверняка он будет тянуться от источника чистой воды. Тогда возникает вопрос: зачем очистные сооружения? А если строить очистные сооружения, то воду можно брать в самом селе Касумкент, где протекает река Чираг-Чай. К тому же в Сулейман-Стальском районе соединяются две реки — Чираг-Чай и Курах-Чай. Зачем тогда строить такой протяженный водовод?
Эти вопросы я поставил в своей статье, дополнительно обозначив проблему острой нехватки воды в городах Дагестана и в населенных пунктах низменности республики, где нет поблизости источников пресной воды, где изношены водоводы. А проблему Избербаша поднимали неоднократно, и было удивительно, что решение этого вопроса в очередной раз отложили.
Объективно, большое значение имеет цена строительства, потому что за 270 млн рублей, как мне кажется, можно построить водоводы к нескольким районным центрам, а если мы будем строить инженерные сооружения с такими затратами только в одном райцентре, то когда же ждать решения проблемы снабжения населения качественной водой в целом по республике, особенно в городах Дербенте, Дагестанские Огни, Избербаше, Каспийске, Кизляре, Хасавюрте, в пригородных микрорайонах Махачкалы. Такие проекты потребуют вложений на десятки миллиардов рублей, которых нет у республики и которые не выделит Москва. С расточительным отношением к бюджету проблема водоснабжения не будет решена и в ближайшие десятилетия, поэтому я и указал на то, что данный водовод можно построить и за меньшие деньги. Либо за те же 270 миллионов можно снять проблему с водоснабжением трех — пяти населенных пунктов или одного среднего города, такого, как Избербаш или Дагестанские Огни.
Но, как я указал выше, тему перевели в национальную плоскость, при этом районная администрация начала раскрывать некоторые детали. В частности, глава Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов написал, что на эти деньги будут строить внутрипоселковые сети с заменой старых уличных водопроводов, построенных в 70-х годах прошлого века.
Тем не менее, нет ответа на ряд вопросов. Почему об этих деталях не сообщалось ранее? Почему проект не презентовали широкой общественности? Где экологическая экспертиза проекта? Вопросов — масса, а ответов нет, как не было в информации ТАСС упоминаний о том, что в рамках проекта планируется строительство внутрипоселковых водопроводных сетей.
Да и сама информация ТАСС противоречива: в сообщении солидного федерального информационного агентства говорится, что деньги на строительство пойдут из республиканского бюджета, критики же этой статьи утверждают, что финансировать проект будет федеральный бюджет. Хотя для потребителей уровень бюджета не имеет значения, главное, чтобы средства расходовались экономно, и воду получали все жители республики.
Именно это я хотел довести до моих читателей и надеюсь на более объективную оценку статьи и в части информирования населения о строительстве водовода, и в части заострения внимания на проблеме нехватки воды в городах. Ведь без воды не может развиваться туризм в том же Дербенте, Дагестанских Огнях, Избербаше. Там часто возникают вспышки кишечных заболеваний, массовые отравления людей. Рядом с этими городами нет ни родников, ни речек, и те вопросы, которые я поднял в своей статье, были продиктованы важностью проблемы дефицита чистой воды в республике.