Асбест – город особенный
До сих пор горно-обогатительный комбинат "Ураласбест" (ныне открытое акционерное общество) является самым крупным в мире добытчиком и поставщиком "горного льна" в России и в мире. Минерал этот уникален и аналогов ему нет. Вот, что пишет краевед Павел Рубцов в своей книге "Город горного льна":
"Асбест обладает чудесными свойствами. Он расщепляется на тоненькие волокна, рассмотреть которые можно только под микроскопом. Изготовленный из этих волокон фильтр имеет около 200 миллионов отверстий на одном квадратном сантиметре и обладает способностью не только очищать от механических примесей, но и задерживать микроорганизмы.
Из волокон асбеста делают пряжу и ткут различные полотна. Поэтому его и называют "горным льном", "каменной куделькой". Асбест не горит. Благодаря этому свойству он получил своё название от греческого слова "асбес-тос"- негоримый. Асбест обладает большой прочностью. Стальная проволока сечением в один квадратный миллиметр разрывается при нагрузке в 200 килограммов, а волокно каменной кудели такого же сечения выдерживает нагрузку в 300 килограммов. Кроме того, асбест является прекрасным электроизолятором и не пропускает тепло".
Исключительные качества асбеста, минерала — кормильца не могли не сказаться на облике города как внешнем, так и скрытом — "внутреннем" то есть -душе его. Маленький горняцкий город внес значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, несмотря на то, что мужская часть населения ушла на фронт. Те, кто остался в тылу - женщины, подростки, старики принимали эвакуированные заводы, размещали станки и налаживали выпуск необходимых фронту материалов. Единственный в Советском Союзе завод по выпуску аккумуляторов находился в Асбесте. Кроме того, выпускали корпуса для мин и снарядов, слюдяные набивки для военной техники. Никто не спрашивал тогда, готов ли город вынести такую нагрузку, есть ли производственные площади, куда поселить эвакуированных с заводами людей. Все пришлось решать самим.
Чтобы обеспечить дома и предприятия теплом, всю войну, все четыре года, заготавливали дрова. А для этого построили железную дорогу - узкоколейку. Знаете, кто строил? Девчонки. Долбили мерзлую землю, таскали и укладывали шпалы, рельсы. В Асбесте все имеющиеся до войны автомобили, численностью до двух сотен, мобилизовали на фронт. Оставался гужевой транспорт - и только. Позже и лошадей "призвали" на войну.
В 1943-м пережили сыпной тиф. И чтобы как-то прокормиться, ранней весной начинали пахать огороды. Садили картошку, овощи, держали скот. Норма хлеба была у рабочих - 800 граммов в день. Больше ничего. Но люди собирали деньги, чтобы помочь фронту. Собрали на самолет и танк, которые отправили в действующую армию.
И выпускали асбест - стратегическое сырье для фронта. В самом начале войны остановили в Асбесте обогатительные фабрики, оставив только Октябрьскую и № 2. На остальных некому было работать. Фабрикой № 2 руководил Александр Александрович Королев (несколько раз ему отказывали в призыве в действующую армию, один раз даже с поезда сняли и вернули обратно), Октябрьской - Мария Григорьевна Шорникова. Чего стоило им, при нехватке кадров, продовольствия, электроэнергии, оборудования, с большой долей физического труда на производстве выполнять Государственный план - знали только они сами.
Закончилась война, и асбестовцы того времени совершали следующий подвиг - отстраивали город заново. Благоустраивали. Возводили жилые дома, больницы, детские сады и школы. Вместе с тем добывали асбест - как нужен он был стране, которую разрушила война.
... Когда со знаменитого Сибирского тракта в районе Белоярки транспорт сворачивает строго на север, до Асбеста остается 30 километров. "Вот мы и дома", — мелькает привычная мысль, и вскоре за посёлком Папанинцев, где когда-то был Поклевский асбестовый прииск, нас встречает каменная глыба на постаменте с редкими шелковистыми "жилками" и серебряного цвета буквами "Асбест". У камня, по обычаю, встречают высоких гостей, фотографируются по торжественным случаям, обязательно подъезжают свадебные кортежи. Следующий символ города на въезде — знаменитая "Лопата" — высокая стела с цифрой 1885, с куском асбестовой породы в основании и серебристыми ящерками-саламандрами на нём. Возле этой стелы фотографироваться не принято — если "брать" ее в объектив целиком, человек рядом окажется лилипутом. Стела изготовлена по проекту асбестовского художника, краеведа Владимира Абаскалова, Почетного гражданина Асбеста.
Прямая дорога идёт мимо производственных корпусов ОАО "УралАТИ" к автовокзалу и улице, по которой въезжают в центр города. Улица носит имя первооткрывателя хризотил-асбеста — инженера-исследователя Алексея Ладыженского. Улица получила новое имя уже в постсоветское время. Есть в Асбесте традиция хранить память о людях, внесших свой вклад в развитие города, в добычу и производство нашего родного природного минерала. Люди — главное достояние города "горного льна".
Западную часть Асбеста, ближе к окраине, как будто обнимает неширокая улица, носящая имя одного из первых Почётных граждан города Героя Социалистического Труда Александра Александровича Королёва, возглавлявшего в советское время градообразующее предприятие — комбинат "Ураласбест", как говорили тогда — флагман асбестовой промышленности.
Именно при Александре Александровиче Королеве комбинат "Ураласбест" стал мировым поставщиком асбеста, владеющим значительной сырьевой и технической базой — несколькими карьерами, рудоуправлениями, асбестообогатительными фабриками, автоколоннами, ремонтно-механическим заводом, энергоуправлением и прочими предприятиями, включая социальную сферу, как-то: жилыми фондами, детскими садами, Дворцом культуры, физкультурно-спортивным комплексом, пионерским лагерем и санаторием -профилакторием. На комбинате во второй половине XX века трудилось 20 тысяч асбестовцев, к основному производству имела отношение буквально каждая семья в городе.
Только в начале XXI века город Асбест и асбестовая промышленность столкнулись с монстром, которого породила неорганическая химия. Искусственный аналог против натурального развернул антиасбестовую кампанию. Как оказалось, даже раньше, но в советское время о ней в Асбесте не слыхивали. Когда вышли самостоятельно на зарубежный рынок, увидели - легко не будет. Выяснилось, что есть такая Роттердамская конвенция, которая запросто может внести хризотил-асбест в список особо вредных веществ. И поминай город, как звали.
Да это ведь самая настоящая война, хотя никто не стреляет - но убить может. И чтобы противостоять врагу, требовалось ни много-ни мало, а ратифицировать Роттердамскую конвенцию. Не Асбесту, разумеется, а России. Но начали это непростое дело на комбинате "Ураласбест". В марте 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о ратификации Конвенции. Страна получила право голоса на заседаниях - с тех пор в Женеву представители Асбеста ездят каждые два года. Отстоят производство - и до следующей встречи. Пока идут заседания, новости из Швейцарии ждут в каждом асбестовском доме.
Но разве может скиснуть город, который всю свою трудовую жизнь не просто был, а был лучшим, и чествовал героев даже в трудные времена? Довольно плотный по заселенности, пятиэтажный в центре и девятиэтажный на новых улицах, компактный и полный, весь в зелёных насаждениях, город не разменивается по мелочам, живёт очень активно, молодеет, любит искусство.
Асбестовскому муниципальному оркестру в 2008 году исполнилось 100 лет, и рядом с солидными трубачами играют в нём студенты Асбестовского музыкального училища. Оркестр носит имя ушедшего из жизни дирижера Михаила Борисова, Заслуженного работника культуры Российской Федерации и Почётного гражданина Асбеста. Такими званиями оценил Асбест деятельность человека, оказавшегося в городе "проездом из Москвы" и задержавшегося на полвека, музыканта и организатора с большой буквы. Именно Михаил Борисов поднял любительский оркестр до профессиональных высот, в Свердловской области ему нет равных. Оркестр сопровождает асбестовцев в дни торжеств и траура, маленьких и больших праздников, и просто по выходным, когда играет на танцплощадке всеми любимые вальсы и танго.
Жаль только, на рубеже XX и XXI веков город приостановился в строительстве. Ввод новых жилых кварталов сократился в десятки раз. Тому есть объективные причины, и одна из них — обеспеченность асбестовцев квадратными метрами выше, чем в среднем по Свердловской области. Зато именно в самое трудное на этом рубеже время город поддержал тех, кто оказался среди незащищённых в новых условиях жизни — пожилых и инвалидов.
Начали с девятиэтажки, имеющей, в отличие от других, название: "Ветеран". Здесь дали квартиры тем старикам, кто оставался без помощи со стороны близких. В доме "Ветеран" есть реабилитационное отделение, отделение социального обслуживания.
Постепенно в городе образовался весь комплекс социальной помощи населению: центры реабилитации для несовершеннолетних "Семья", для детей с ограниченными возможностями "Радуга", для пожилых граждан "Родник" и отделение временного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, неотложная социальная помощь, социальное такси. Комплекс, возглавляемый Татьяной Сухаревой,оказался самый крупный по объёму услуг в Свердловской области, и сюда часто приезжают коллеги из других городов – за опытом.
В Асбест приезжают и за другим опытом, потому что эпитеты "лучший" и "неординарный" сказать можно о разных людях и разных организациях. Асбестовская специализированная детско-юношеская спортивная школа воспитала серебряного призера Олимпиады по лёгкой атлетике Илью Маркова (спортивная ходьба)и победителя чемпионата мира по боксу и олимпийского чемпиона Дмитрия Гайсина. Работы художника — графика, Заслуженного работника культуры Российской Федерации, преподавателя детской художественной школы (разумеется, одной из лучших в области) Павла Попова хранятся не только в российских, но и зарубежных коллекциях.
Вот смотришь на свой город с высоты исторического очерка и видишь, что — суета, а что — вечность. И с точки зрения вечности видится только хорошее. Это хорошее у нас никогда не отнять, и помогает оно нам всегда, когда уезжаем, путешествуем по миру. И факт, что именно вдалеке от дома, от города "горного льна", мы им особенно гордимся.
Потому что любим, оказывается!
Любим, когда спешим по утрам на работу — в Асбесте всюду можно дойти пешком; когда празднуем общий праздник — День города; любим, когда наступает весна, и улицы одевают зеленый наряд; зимой любим — потому что рядом лес и до лыжни рукой подать; любим за то, что есть у нас свои герб и гимн, в котором звучит не только торжество, но и нежность, подаренная автором и исполнителем, асбестовцем из культурной династии Владимиром Сабуровым.
Асбест — мой город и судьба,
Ты — сердца моего столица.
Где б ни был я, куда б ни ехал я,
К тебе, Асбест, душа моя стремится.
Красивых много в мире мест,
Но для меня прекрасней мой Асбест.
Ирина АТАНАСОВА