Не одни в темноте
Международный день слепоглухих отмечают 27 июня, в день рождения Хелен Келлер (1880–1968). Американский писатель и политический деятель, она стала первым слепоглухим человеком, получившим университетскую степень бакалавра.
«У меня отняли глаза — я вспомнила про рай Мильтона. У меня отняли мои уши — пришел Бетховен и вытер мои слезы. У меня отняли мой язык — но я стала говорить с Богом, когда была молодой. Он не позволил отнять мою душу — владея ею, я владею всем», – писала Хелен Келлер.
Тренировочные квартиры
В подмосковных Люберцах в тренировочных квартирах благотворительного фонда «Со-единение» живут люди, которые не слышат и не видят, но хотят жить, общаться, любить, быть кому-то нужными и полезными.
Проект «Сопровождаемое проживание» задумывался как альтернатива проживанию в интернате. В тренировочной квартире больше свободы и самостоятельности, больше зона личной ответственности за себя и за свои действия. Никто для них не готовит, не стирает вещи, не моет полы – все это делают участники проекта. Они могут сами распоряжаться своими деньгами, делать покупки, ходить на прогулки, посещать церковь. Есть общий распорядок, но свободное время можно проводить так, как хочется. Комнаты рассчитаны на два или три человека, обстановка приближена к домашней.
«Основное, чему мы стараемся научить, помимо самостоятельного удовлетворения базовых потребностей, – это брать на себя ответственность за свою жизнь, – говорит Наталья Соколова, исполнительный директор фонда «Со-единение». – Ведь для многих даже такая простая вещь, как выбор блюда на ужин, становится огромной проблемой. До этого у них практически не возникало необходимости и возможности что-то выбирать».
В среднем люди живут в таких квартирах от трех до шести месяцев: скорость овладения навыками у всех разная. После этого кто-то возвращается домой, кто-то пробует найти себя в аналогичных проектах, кто-то решает получить образование. Пожилые люди, которые попадают в проект сопровождаемого проживания, могут участвовать в нем, сколько захотят. На первых порах они тоже проходят обучение, адаптируются к совместной с другими подопечными жизни. Сотрудники всегда рядом. Они ничего не делают за подопечных, но при этом всегда готовы прийти на помощь.
«Не всем нравится такой уклад, – продолжает Наталья Соколова. – Один человек, пожив пару месяцев в квартире, принял решение вернуться в дом-интернат. Ему не хотелось самому стирать и убирать, ездить на занятия в гончарную мастерскую и ходить за покупками. Оказалось комфортнее жить прежней жизнью. Правда, в нашей практике это единственный случай. Есть люди, которые участвуют в проекте с самого открытия. Им нравится жить не в одиночестве, у них есть общение, а это для наших подопечных самое главное».
Сейчас в двух тренировочных квартирах постоянно живут три женщины и двое мужчин.
«Девочки»
В квартире на Волковской улице живут Любовь, Жанна и Наталья.
Любовь родилась в Тбилиси, с рождения слабовидящая и полностью глухая. Сначала все складывалось хорошо. Работала швеей, был муж, воспитывали сына и дочь. В 2001 году муж умер. От пережитого стресса Люба полностью потеряла зрение.
Жила одна, раз в неделю ее навещала дочь, приносила продукты. Сидеть в четырех стенах было тяжело: не хватало общения. Узнала про фонд «Со-единение» и проект «Сопровождаемое проживание», позвонила, оставила заявку. В октябре 2016 года поселилась в московском «Тихом доме», но его работу пришлось свернуть из-за дорогой аренды. Теперь Любовь живет в квартире в Люберцах.
Соседка Любы по комнате – Жанна. Они общаются с помощью дактильной азбуки. Руки – единственный способ коммуникации слепоглухих с миром.
Жанна от рождения глухая. Училась в школе для глухих. В 10 лет потеряла зрение. Несмотря на это, работала на Чебоксарском электрозаводе «Трансформатор» – сначала уборщицей, потом сверловщицей III разряда. После смерти матери жила одна. В 2017 году приехала в Москву.
Жанна — спокойная и мечтательная, любит читать. «Больше всего я боюсь одиночества, — говорит она. — Самое важное для меня – это дом и люди рядом».
Наталья родилась в селе Летуново Московской области тотально глухой и с плохим зрением. Училась в школе для глухих. Жила в семье с мамой, отчимом и сестрой. Семья считалась неблагополучной. В 2003 году соседи вызвали органы опеки, и Наташу определили в Клинский дом-интернат. Там она познакомилась со своим будущим мужем, с которым прожила 10 лет. В 2016 году муж умер. Наташа тяжело переживала его смерть. Она любит рассказывать, как была счастлива тогда, поддерживает отношения с родственниками мужа. Иногда ее навещает тетя Вера.
Два Алексея
Они живут в квартире на Октябрьском проспекте.
Алексей родился в Ростовской области, в Батайске в семье незрячих родителей. В детстве он слышал и видел. Папа умер в 1981 году, когда Алёше было семь лет. Тогда он полностью потерял зрение, а к 11 годам – частично и слух.
Учился в Сергиево-Посадском интернате, к маме домой приезжал только на каникулы. После учебы остался работать на учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых сборщиком деталей при интернате. Жил в общежитии. После закрытия УПП поехал жить к сестре в Тихорецк. Мама Алексея умерла в 1981 году. Семья у сестры большая – муж и двое детей, дом маленький, было неудобно стеснять родственников. В 2016 году Алексей узнал про проект «Сопровождаемое проживание» и приехал в Москву. Он любит читать, готовить, занимается керамикой, осваивает ткацкий станок и компьютерные технологии.
В фонде его называют неисправимым мечтателем. Алексей мечтает жениться и иметь детей, прыгнуть с парашютом и научиться водить автомобиль для слепых — его скоро обязательно изобретут. Алексей уже совершил первый в своей жизни полет на параплане.
Алексей Писеев из села Маслово Тульской области. Родился с нарушением слуха и зрения, учился в Сергиево-Посадской школе, там же и жил. Работал на УПП сборщиком деталей. В 2003 году переехал в Климовский интернат.
У Алексея две сестры и брат. Родственники решили, что ему лучше жить в интернате, где рядом врачи и не нужно самостоятельно готовить, стирать и убираться. Но Алексею всегда хотелось вырваться на свободу. Хотелось пойти в воскресенье в храм. Хотелось самому купить продукты, выбирать одежду в магазине.
В сентябре 2016 года он переехал в «Тихий дом». Любит читать, пишет стихи.
Перед тем как сесть за стол и после – вставая из-за стола, Алексей с другом читают православные молитвы.
Группа поддержки
Софья Давыдова – самая молодая сотрудница фонда, ей всего 21 год. Учится в Российском государственном социальном университете на социального работника.
Марина Шестакова – москвичка. Она тотально глухая, воспитывает 17-летнего сына.
Сотрудники дежурят круглосуточно: подопечных не оставляют в квартирах в одиночестве. Что-то может случиться в любой момент. Например, кому-то станет плохо, и нужно будет вызвать скорую. Работа нравится, некоторые работают уже несколько лет.
«Работа с людьми с одновременным нарушением слуха и зрения – достаточно сложная, часто ведет к эмоциональному выгоранию, – рассказывает Ольга Кудрявцева, руководитель программы «Региональное развитие» фонда «Со-единение». – Очень важен контакт между проживающими и сотрудниками. Если такого контакта нет – человек уходит. За все время существования проекта была только одна ситуация, когда договор с сотрудником был расторгнут по инициативе фонда».
Дом без названия
Скоро все нынешние обитатели люберецких тренировочных квартир переедут в дом, который строится в Ленинградской области, недалеко от Петергофа. Название для дома еще не придумали. Он рассчитан на 11 человек. Там подопечные фонда будут жить на природе, гулять и заниматься хозяйством. Они смогут оформить регистрацию и получать медицинскую помощь. Фонд «Со-единение» планирует обеспечить их работой. Участники программы сопровождаемого проживания занимаются ткачеством и керамикой и ждут заказов.
А в люберецкие тренировочные квартиры заедут слепоглухие до 25 лет, которые планируют начать самостоятельную жизнь.
Сегодня фонд «Со-единение» работает более чем в 20 регионах России. Поддержать работу фонда можно на сайте.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.
Сообщение Не одни в темноте появились сначала на Агентство социальной информации.