Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Январь
2021

Лукашенко подставит спину Путину или подставит Путина?

Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что в политике его фактически «загнали» в одну команду с президентом России Владимиром Путиным. Об этом он заявил в интервью Наиле Аскер-заде в передаче «Действующие лица» на канале «Россия-1».

«Нас загнали уже намертво в одну команду», – сказал Лукашенко.

Он также заметил, что в хоккей лидеры стран тоже играют в одной команде.

Ранее Лукашенко неоднократно сравнивал Путина с «родным братом». «Я ему как-то публично сказал – может быть, еще будет время, когда придется спиной к спине встать и отстреливаться, ну как военные люди говорят», – сказал Лукашенко весной 2017 года. В 2020 году – после того как президент России поддержал Лукашенко в его противостоянии с оппозицией – Лукашенко вновь напомнил о намерении стоять с Путиным «спиной к спине».

«Помните, я говорил, а вы посмеивались, год назад, что, возможно, наступят такие времена, что нам с тобой (Путиным) придется стоять спиной к спине и отстреливаться. А вы это за шутку приняли. А вот видите, жизнь как повернулась», – заявил белорусский лидер в интервью представителям российских СМИ в сентябре 2020 года.

«Мы с президентом России, видя это, жестко и четко договорились, что мы всегда будем друг другу надежными друзьями и опорой. Мы констатировали непреклонный факт, что сегодня у нас – у России и Беларуси, у Путина и Лукашенко – других друзей нет. Вы помните, давным-давно я сказал (хихикали СМИ России), что придет время, когда мы с Президентом России спиной к спине будем стоять и отстреливаться. Все произошло», – повторил он в октябре 2020 года на встрече сотрудниками МВД Белоруссии.

При этом в ноябре Лукашенко заявлял о заинтересованности Белоруссии в многовекторной политике и эффективном сотрудничестве с другими странами, в том числе и западными. Он также подчеркнул, что экономическое и политическое давление на Минск со стороны иностранных государств должно быть исключено.

Напомним, что в течение полутора лет, предшествовавших президентским выборам в августе 2020-го, ставшим толчком к началу массовых протестов в Белоруссии, Лукашенко постоянно заявлял о необходимости вести многовекторную политику и пугал избирателей «имперскими замашками» России, критикуя проект интеграции в рамках Союзного государства, открыто шантажируя Москву.

Однако уже в начале сентября на фоне непрекращающихся в стране протестов и переговоров с Москвой по поводу цен на неф и газ, а также выделении нового кредита в размере 1,5 миллиардов долларов глава государства озвучил новую точку зрения: оказывается, расширение сотрудничества с США и Евросоюзом стало следствием непонимания со стороны России.

«Мне надо было спасти страну, надо было выживать, в то время как меня не понимали», – заявил он.

Как понимать очередное выступление Батьки? Хочет в очередной раз заявить о своей лояльности Москве? Только зачем делать это в такой откровенной форме: мол, не люблю, но заставляют жениться?

– Заявления Лукашенко не всегда удачны по форме, но весьма точны по содержанию, – отмечает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман. – Действительно, гипотетические противники рассматривают Беларусь как плацдарм для атаки на Россию. Перед лицом общих вызовов и угроз наши страны пошли на беспрецедентное сближение в сфере безопасности. Однако Батька до сих пор остается противником глубокой политической интеграции в рамках Союзного государства. Если бы президентские выборы 2020 г. не завершились массовыми протестами, то Лукашенко наверняка продолжал бы свой многовекторный внешний курс. Однако Запад сам отверг «дружбу» белорусского лидера и не оставил ему никакого выбора, кроме сближения с РФ.

«СП»: – А кто загнал? Запад? Россия? Или сам себя загнал собственной политикой в стране?

– В «одну команду с Россией» Лукашенко «загнал» целый комплекс внутренних и внешних факторов. Во-первых, его предали США и Евросоюз, с которыми Батька был не прочь пойти на сближение. Во-вторых, Беларусь всегда сохраняла высокую степень экономической зависимости от России и не обладала подлинным суверенитетом. В-третьих, динамика политического процесса на постсоветском пространстве рано или поздно должна была вынудить Лукашенко расставить все точки над i и определиться с внешнеполитическими приоритетами. Сам он оттягивал этот момент до последнего, но в августе 2020 г. он наступил.

«СП»: – Насколько реально он «намертво загнан»? Возврата к многовекторности нет? Многие замечают, что Лукашенко в последнее время снова начал вихлять, вновь звучали неоднозначные заявления по отношению к России…

– Внешнему наблюдателю может казаться, что Лукашенко отступать уже некуда. На данный момент поддержка со стороны России критически необходима Батьке для сохранения личной власти и материальных активов. Однако рано или поздно за эту поддержку придется расплачиваться, и вот тогда Лукашенко опять может развернуться в сторону Вашингтона и Брюсселя. Тем более коллективный Запад ждут системные изменения: Меркель скоро уйдет, а внешнеполитический курс администрации Байдена может оказаться весьма непредсказуемым. Лукашенко пойдет на все, чтобы удержать власть в своих руках. Следовательно, России надо быть начеку.

«СП»: – Лукашенко вновь напомнил о намерении стоять с Путиным «спиной к спине и отстреливаться». А Путину нужна спина Лукашенко? В Кремле как-то стали ему больше доверять?

– Сейчас Батька всеми силами старается доказать Кремлю свою нужность и безальтернативность. Он демонстрирует, что находится на переднем крае гибридной войны между РФ и Западом. Сейчас нам действительно нужна «спина Беларуси» для поддержания коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Но может ли Россия спокойно поворачиваться спиной к Лукашенко, «отстреливаясь» от внешних врагов? На этот счет есть большие сомнения. Впрочем, политическое руководство России, скорее всего, не питает никаких иллюзий относительно преданности этого человека.

«СП»: – Если говорить не гипотетически, действительно ли наши страны оказались в позиции необходимости обороняться от угроз со всех сторон? Прям и с Запада, и с Востока?

– Что касается внешних угроз для России и Беларуси, то они вполне реальны. На Востоке есть немало стратегических союзников США (например, Южная Корея и Япония). Тем не менее Лукашенко осознанно сгущает краски. Он заметил, что высшее российское руководство рассматривает текущую геополитическую обстановку практически как военную. Батька умело подхватил эту милитаристскую риторику и теперь активно использует ее в диалоге с Москвой, чтобы говорить с ней на одном языке.

– Прежде всего, я вижу в этих словах Лукашенко слабо прикрытое кокетство: здесь одновременно и укол в адрес Запада, своей риторикой толкающего Лукашенко, а в его лице и страну, в объятия «старшего брата», и виноватое признание в любви нашкодившего кота, который в последнее время уж слишком часто стал попадаться возле дурно пахнущих хозяйских тапок, – говорит белорусский журналист Сергей Смирнов.

«СП»: – Чем вызвано это заявление? Хочет заявить о лояльности Москве?

– Чтобы понять, чем было вызвано это заявление Александра Лукашенко, нужно посмотреть на события, которые ему предшествовали. Буквально вчера информационное поле Беларуси взорвала запись переговоров с якобы утечкой из белорусских спецслужб, на которой всерьез обсуждаются планы по физической ликвидации политических оппонентов Александра Лукашенко на территории Российской Федерации. Это серьезное обвинение, на которое явно обратили внимание и в Москве. Обратите внимание, сразу после появления скандальной записи в сети в Минск позвонил заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

На мой взгляд, этот тревожный «звоночек» с просьбой «пояснить за утечку» и мог послужить причиной признания: «я из putinteam». Т. к. каждый раз, когда Александр Лукашенко зол на Россию и ее госаппарат, когда позволяет себе нахамить, наговорить лишнего, позже он всегда оправдывается, противопоставляя «плохих бояр» и «доброго друга/брата Путина».

«СП»: – Можно ли говорить о том, что «загнали намертво»? Не слишком ли сильно сказано и не вернется ли «многовекторность»?

– Когда-то в интервью Путин вспомнил историю из своего детства о крысе, которую он пытался загнать в угол, а также рассказал, чему эта ситуация научила его.

«Просто шел по лестнице, спускался, крысу увидел, начал ее гонять. Загнал ее в какой-то угол. А она развернулась и побежала за мной. И не просто побежала, она еще и с лестницы на лестницу, с перелета на перелет.

Пыталась прыгнуть мне на голову. Это все должны иметь в виду. Лучше никогда никого в угол не загонять», – резюмировал тогда Путин.

На мой взгляд, это яркое воспоминание из детства Путина как раз и характеризует политику России в белорусском направлении. В Кремле всегда дают шанс Лукашенко для маневра, предлагают варианты достойно уйти. Также и Запад: пока много говорит, но мало делает. Лукашенко чувствует эти колебания соседей и думает снова сыграть свою многовекторную шахматную 3D партию.

«СП»: – В отношении Москвы к Лукашенко что-то изменится? Стали ли ему больше доверять? Денег вон дали…

– Нет ничего более постоянного, чем временное. Нет никаких гарантий, что завтра где-то в лесах под Гомелем вновь не найдут следы «трехсот вагнеровцев», а по белорусскому ТВ вновь не отправят Россию «теребить своё имперское эго» где-нибудь в другом месте.




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
ATP

Новак Джокович заявился на турнир ATP-500 в Дохе






Собянин объявил об открытии фестиваля «Путешествие в Рождество» в Москве

В России появится должность "представитель МВД Узбекистана". Мирзиёев объяснил: Для защиты своих

Часовые предприятия советской эпохи

Красота православных храмов (#512)