Переговоры ОПЕК+ по уровню добычи нефти в феврале прошли 4 января и были сорваны Россией – Москва отказывалась принимать условия Саудовской Аравии, которая требовала отложить общее повышение добычи на 500 тыс. баррелей. В напряженной атмосфере переговоры перенесли на 5 января. Позицию России разделяла лишь одна страна картеля – Казахстан. От увеличения добычи Россия и Казахстан рассчитывали получить право нарастить поставки на 131 и 20 тыс. баррелей соответственно.
Саудовская Аравия предупреждала: в Европе начинается третья волна локдаунов, мировой спрос на нефть крайне шаток, по итогам 2021 года потребление не восстановится до уровня 2019 года и будет меньше примерно на 2 млн баррелей. Более того, мир столкнулся с более агрессивным штаммом короновируса, поэтому наращивать добычу – опасная идея в начале этого года.
Россия не шла на компромисс – по словам вице-премьера Александра Новака, об увеличении добычи просят российские нефтяные компании. Запрос выглядит странно, поскольку у России наблюдаются явные проблемы с экспортом: при падении добычи на 8% по году и экспорта на 12% за 11 месяцев в декабре экспорт обрушился более чем на 15%. Нефтяным компаниям пришлось кратно повысить переработку нефти внутри страны – если по году она падала на 8%, то в декабре сократила падение до 5%. Впрочем, спрос на автомобильное топливо в стране тоже не растет.
Из этого переговорного тупика Саудовская Аравия вышла изящно и с достоинством: министр энергетики королевства Абдулазиз бин Салман на пресс-конференции по итогам второго дня переговоров 5 января объявил, что Эр-Рияд снизит собственную добычу на 838 тыс. баррелей в сутки, до 8,125 млн баррелей, или минимума с 2009 года. Россия и Казахстан смогут за счет Саудовской Аравии нарастить добычу на 65 и 10 тыс. баррелей соответственно.
«Мы делаем это добровольно. Мы поддержим рынок, мы поддержим индустрию», – заявил Абдулазиз бин Салман. Лидера ОПЕК+ поддержали и другие страны картеля – они уберут с рынка 425 тыс. баррелей в сутки. Россия, со своей стороны, отговаривала Саудовскую Аравию от ее планов по добровольному сокращению.
Вице-премьер России Александр Новак пояснил: «Мы видим, что самая худшая ситуация уже позади». По его словам, в перспективе необходимо «постепенно двигаться вперед, к восстановлению той добычи, которая была очень сильно снижена по отношению к нормальному уровню – это запрос отрасли». Однако запрос отрасли не совпадает с запросами рынка, чего в России не желают признавать. Это приведет к еще большему расхождению добычи и экспорта.