Брутер оценил антибелорусские надежды Литвы на Байдена
Белорусское направление является для американцев частью давления на Россию, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
Старший советник президента Литвы Аста Скайсгирите-Льяушкене, являющаяся руководителем группы по внешней политике, рассчитывает, что Байден поможет Вильнюсу в его давлении на Александра Лукашенко.
Скайсгирите-Льяушкене надеется на сотрудничество с новой американской администрацией по «белорусской проблеме», которая была инициирована Вильнюсом после августовских президентских выборов в Белоруссии.
Тогда Вильнюс сделал ставку на Светлану Тихановскую, которая набрала 10% голосов на выборах, но объявила себя «избранным президентом Белоруссии». Тихановская получила «убежище» в Вильнюсе, откуда делает странные заявления, давно дискредитирующие «белорусский проект», который был инициирован Литвой совместно с Польшей.
Белоруссия не интересует Байдена
На Байдена сделали «ставку» все «евроатлантисты» и русофобы в Европе, но новый президент США пока не обозначил своих приоритетов по восточноевропейскому направлению и по такому вопросу, как Белоруссия.
При Трампе американцы пытались наладить диалог с Минском, а в белорусскую столицу даже съездил госсекретарь Майкл Помпео. К тому же, Тихановская и ее литовские спонсоры не выглядят силой, способной противостоять Лукашенко.
Байден на первых порах не будет педалировать белорусский вопрос, но это не мешает литовцам разжигать информационную войну. Вильнюс стремится показать, что его политику по Белоруссии поддерживают новые американские власти.
«Американцы будут поддерживать литовцев, но на вторых-третьих ролях, просто из-за того, что в Вашингтоне все заняты», - заключает Брутер.
Главной задачей администрации Байдена является получения власти от Трампа. После набега радикальных элементов на Капитолий Трамп признал, что оспорить результаты выборов ему не удалось и начал процесс передачи власти Байдену.
Однако процесс будет проходить тяжело. Трамп не признает победу Байдена, но остается в конституционном поле. Действующий президент США может не прийти на инаугурацию Байдена или решиться на другие действия.
Все это осложняет начало работы новой американской администрации. В такой ситуации мысли и действия Байдена на ближайшие полгода точно будут находиться вдалеке от Литвы и ее мертворожденного белорусского проекта.
«Белоруссия в американской политике занимает такое же место, как Молдова и Украина. Эти страны проходят по направлению сдерживания России. В Белоруссии США это делать сложнее, поэтому руки до Минска у них пока не дошли. Американцы будут примеряться и думать, насколько эффективно давление на Россию через Белоруссию», - констатирует Брутер.
Данная линия США совпадает с европейским проектом «Восточное партнерство», с помощью которого Брюссель с конца нулевых годов переманивает в сферу своего геополитического влияния Украину, Грузию, Белоруссию, Азербайджан, Молдавию и Армению.
На Западе в данном вопросе достигли серьезных успехов, что мы видим по украинскому кризису, но Белоруссия остается наиболее сложным орешком из-за того, что Лукашенко в Евросоюзе давно нарекли «последним диктатором Европы».
Понятное дело, что это информационная война, но она делает невозможной сближение Белоруссии и западных политических структур.
«Я не думаю, что новый американский госсекретарь Блинкен собирается ехать в Минск. Любые переговоры Вашингтона и Минска являются последствием каких-то предварительных действий, но это возможно только в том случае, если Штаты убедятся, что в Минске их ждут, а если нет, то официальных визитов не будет», - резюмирует Брутер.
США могут пойти на компромисс только по СНВ-III
Гораздо быстрее Байден очертит политику США по российскому направлению. Белоруссия, Украина и другие страны постсоветского пространства играют в американской стратегии роль геополитических инструментов.
«Никакого диалога между США и Россией не будет, а российский курс Байден уже обозначил. Вопрос в том, что отсутствие диалога при Байдене может быть другим, нежели отсутствие диалога при Трампе. Всегда есть нюансы и всегда есть определенные стратегические возможности», - заключает Брутер.
Единственными вопросами, которые будут точно поставлены, являются СНВ-III и другие проблемы стратегической безопасности. Байден, как обамовский вице-президент, всегда поддерживал истекающее 6 февраля 2021 года соглашение.
«Про СНВ-III в команде Байдене должны вспомнить. Они заинтересованы в перезапуске данного соглашения, но не совсем ясно, когда это произойдет и в каком виде, ведь в Вашингтоне все заняты. Никаких заявлений новая американская администрация не делает – в Вашингтоне продолжают гонять Трампа и всем в США сегодня не до СНВ-III», - констатирует Брутер.
По мнению Владимира Ильича, неправильно вычленять СНВ-III из контекста российско-американских отношений.
«Москва и Вашингтон могут продлить СНВ-III и заключить по нему новое соглашение, хотя само по себе такое продление не имеет ничего общего с общей ситуацией в отношениях РФ и США», - резюмирует Брутер.